Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности

Моисеева Елена
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт в семье –лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье детей.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими

заболеваниями увеличивается с каждым годом.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни,активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила,уравновешенность, подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для

дальнейшего физического и психического развития, а определёнными факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи

физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека,вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение

организма. П. Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет,что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Цель музыкально-оздоровительной работы в ДОУ: укрепление психического и

физического здоровья дошкольников, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

В системе музыкально-оздоровительной работы ДОУ я использую следующие

здоровьесберегающие технологии:

Валеологические песенки-распевки

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. С песенок-распевок начинаются занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают

настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка,двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения, сонорные и колористические средства. Кроме того формирование речи идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Игровой массаж

Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма,

нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу.

Хор рук

Является одной их форм арттерапии, активной релаксации. Направлен на развитие двигательной фантазии детей.

Особенностями этого вида музыкальной деятельности является:

1. Восприятие музыки при помощи пластических произвольных движений с целью

гармонизации психологических функций организма ребенка.

2. Развитие чувства ритма.

3. Активизация внимания и способности подражания.

4. Развитие чувства ансамбля, слаженности общего действия.

Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно

влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.

Музыкотерапия

Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Кроме перечисленных здоровьесберегающих технологий в музыкальнооздоровительной работе могут быть использованы:

Дыхательная гимнастика Б. Толкачёва и А. Стрельниковой;

Артикуляционная гимнастика совместно с логопедом детского сада;

Оздоровительные и фонопедические упражнения под наблюдением педиатра.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения

эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его

интересов. Успех занятий не возможен без совместной деятельности музыкального

руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное

музицирование в группе.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

• повышение уровня речевого развития;

• снижение уровня заболеваемости;

• стабильность физической и умственной работоспособности.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Мастер-класс для инструкторов по физкультуре ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности инструктора по физкультуре»Мастер-класс для инструкторов по физкультуре ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности инструктора по физкультуре» «Здоровьесберегающие технологии в деятельности инструктора по физкультуре. Мир игр и затей для детей.» Актуальность выбранной темы мастер.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 17:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД