Получи документы

Возможности использования моделирования в формировании пространственно-временных ориентировок дошкольников

Ирина Просветова
Возможности использования моделирования в формировании пространственно-временных ориентировок дошкольников

Возможности использования моделирования в формировании пространственно-временных ориентировок детей старшего дошкольного возраста

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки детей. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Возможности использования моделирования в формировании пространственно-временных ориентировок дошкольников» размещена в разделах

В содержание математических знаний входит знакомство с величиной, геометрическими фигурами, обучение счетной деятельности, формирование пространственных и временных отношений и др. Ориентировка в пространстве и времени наиболее сложные понятия, но усвоение их имеет важное значение для социализации ребенка.

Развивая пространственные и временные ориентировки, следует учитывать возрастные особенности дошкольника : у малышей мышление носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, поэтому познание мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, с опорой на образы. Формирование представлений о пространстве, цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек и пособий, которые помогут дать детям так называемые эталонные представления. Необходимо, чтобы у ребенка присутствовали образцы представлений, т. к. включение механического запоминания имеет ограниченные возможности применения знаний. К. Д. Ушинский утверждал: «Детская природа требует наглядности».[6, стр. 175]

Учитывая психологические особенности ребенка дошкольного возраста можно сделать вывод, что наглядные методы наиболее эффективны для реализации задач математического содержания. [9]

Для выпускника детского сада важны не только конкретные знания в области математики, но и способность сравнивать, сопоставлять, выделять заданные свойства и закономерности, рассуждать о них, объяснять ход своих мыслей и аргументировать выводы. Эти качества, как и представления в разных областях окружающей действительности, формируются у ребенка постепенно, под влиянием различных факторов и с использованием разнообразных методов.

Важно, чтобы ребенок дошкольного возраста усвоил математические знания не формально, а осознанно. Использование модели способствует более точному анализу, развивает конструктивность и самостоятельность мышления, оживляет процесс усвоения математических знаний, программирует детей на успешность деятельности. Применение модели позволят изменить процесс освоения свойств и отношений детьми на всех ступенях познания, выделить больший объем свойств, повысить дифференцированность, обобщенность представлений. Следовательно, моделирование – один из рациональных методов реализации задач математического содержания. [4]

Использование модели позволит воспринять ее как средство знаково–символической деятельности и познания свойств и отношений предметов. Кроме того, моделирование связано с личностным развитием детей. Это проявляется в том, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, к которым относится и моделирование легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.

Разработки игр и игровых упражнений на основе применения модели предоставят возможность детям познавать свойства пространственных и временных явлений, их изучение будет проходить более успешно. Аналогичные проявления будут замечены и при решении простых логических задач.

Сенсорные модели помогут детям выявить конкретные отличия свойств, а модели логического содержания будут способствовать лучшему выделению связей, отношений, обобщению содержания. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повысят интерес детей к заданиям, вызовут желание экспериментировать, исследовать предметы и модель. Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств и отношений предметов может стать увлекательным средством познания. [13]

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. [1]

Моделирование – это наглядно–практический прием, который включает в себя создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.

В процессе моделирования дети начинают понимать знаки, модели, чертежи, схемы, опорные сигналы и оперировать ими, способны объяснять окружающие явления, наглядно показывать их изменения. Использование внешних символических заместителей переходит постепенно в применение заместителей внутренних, образных.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. Г. А. Глотова, С. А. Лебедева, Н. Г. Салмина и др. определяют моделирование как вид знаково-символической деятельности. Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, А. К. Матвеева, Т. Д. Рихтерман, О. Н. Сомкова и др. рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности. [10]

В теории педагогики отмечается взаимосвязь познания и моделирования. Из этого следует необходимость более тщательного изучения возможностей их взаимодействия и взаиморазвития. Это положение стало темой исследования, основой которого послужили работы Л. А. Венгер, Н. И. Ветровой, Н. Н. Кондратьевой, А. К. Матвеевой, Н. И. Непомнящей, рассматривающие возможности использования модели и моделирования как средства освоения определенного содержания и развития познавательной деятельности.

Большой интерес представляют исследования особенностей становления моделирования как средства знаковой деятельности, этапов его развития. Это работы Л. А. Венгер, Р. И. Говоровой, Г. А. Глотовой, Н. Г. Салминой, Л. И. Цеханской и др., в работах этих авторов моделирование выступает как общая интеллектуальная способность.

Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование и др.). По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования – модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции. Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое - замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и использования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосылки развития моделирования, использования модели в познании. В этом возрасте происходят изменения в познавательной деятельности ребенка, изменяются содержательная и операционная стороны, зарождаются познавательные мотивы. Поэтому данный возраст называют возрастом «множества открытий».[14]

В дошкольные годы, осваивая в практической деятельности различные свойства и отношения, дети, с одной стороны, получают сведения о разнообразных моделях, с другой, накапливают обширные представления, которые им необходимо «выстроить» в виде моделей.

В детских садах с целью реализации задач математического развития используют три вида моделей : предметные, предметно-схематические и графические модели.

Предметные модели.

В предметных моделях применяют различные фигурки (предметы - заместители) для моделирования ситуаций. Например, при составлении математического выражения. Для изучения временных отношений используются часы, или их изображения различных видов и конструкций. С целью реализации задач освоения направления движений рекомендовано использовать иллюстрации, по которым можно проследить перемещение объекта.

Предметно-схематические модели.

В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Например, модель недели представлена различными цветовыми оттенками, каждый из которых связан с определенным днем недели. Можно использовать схематические изображения различных картинок-символов, которые абстрагируются с порядком дней недели.

Графические модели.

Это такие модели, где моделируемая ситуация или предмет изображается графически в виде схемы или чертежа. Как правило, они используются при закреплении пространственных ориентировок. Дети проявляют интерес к таким играм, как «Найди клад», «Путешественники», «Разведчики» и т. д.

Освоению умений моделировать разнообразное содержание способствуют игры и игровые упражнения, представленные в работах Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Г. А. Глотовой и других авторов. Общая цель таких игр – расширение и углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов посредством модели. Материалом для игр и исследования могут выступать привычные на первый взгляд объекты: игрушки, природный, бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника. Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребенку увидеть многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует интерес к обычным, хорошо знакомым вещам. Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, подсказкой – помощником, следовательно, она не должна заменять собой реальные свойства и отношения. Модели могут лишь направлять исследование, помогать абстрагированию свойств и обобщению отношений, выступать средством измерения. [4]

Целесообразно использовать моделирование при усвоении пространственно-временных ориентировок. Именно с помощью моделей старшие дошкольники осознанно усваивают меры времени: минута, час, неделя, месяц, год; пространственные ориентировки; становятся способными пользоваться планом, схемой. [15]

В системе, действуя с моделью, ребенок сам «добывает» знания, учится решать познавательные задачи, отражает свои представления о времени в речи.

Выбор модели для работы с детьми осуществляется с учетом возраста, уровня развития у них пространственно-временных представлений, поставленных целей, решаемых в данный период, и наличия интереса у ребенка.

Целесообразно использовать в практической работе разные модели, сочетая их друг с другом, дидактическими средствами: художественным словом, беседой, дидактической игрой, решением проблемных задач. [7]

Список литературы.

1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 112с.

2. Аромштам М. //Дошкольное образование, 2003, № 24. – 1с.

3. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство» - СПб. : Детство – Пресс, 2002. – 240с.

4. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 320с.

5. Березина Р. Л., Михайлова З. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - Москва: Просвещение, 1988 - 303с.

6. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. – М. : Педагогика, 1974. – 270с.

7. Жукова О. С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – СПб. : Нева, 2005, - 352с.

8. Калиниченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 224с.

9. Кирпищикова А. С. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. – Екатеринбург: Центр проблем детства, 1997. – 165с.

10. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание. 2000, № 3. – 7с.

11. Мазепина Т. Б. Развитие пространственно – временных ориентировок ребенка в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 73с.

12. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство – Пресс, 2005. - 64с.

13. Новикова В. П. Математика в детском саду. – Москва: Мозаика – Синтез, 2000. – 145с.

14. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1991. – 215с.

15. Соловьева Е. В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М. : Просвещение, 2001. – 157с.

16. Тарабарина Т. И. Детям о времени. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.

17. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – Москва: Просвещение, 1981.

18. Шорыгина Т. А. Учимся ориентироваться в пространстве. – Москва: Сфера, 2004. – 168с.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования моделирования в формировании пространственно-временных ориентировок дошкольников
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 17:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности использования моделирования в формировании пространственно-временных ориентировок дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Просветова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД