МААМ-картинки

Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Волкова Татьяна Витальевна
Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение.

Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее

время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой

отношений между людьми, которые определяются социальной

справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество

обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Публикация «Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее

собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению

установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность

стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и

правила в силу собственного понимания их необходимости.

Формирование нравственности – важное условие всестороннего

воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в

нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе,

но и формирование в дальнейшем его жизненной позиции.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного

воспитания детей дошкольного возраста является игровая деятельность, как

ведущий вид деятельности у детей данного возраста. Именно через игру

ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли

своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и

взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. Игра основана на

восприятии представленных норм и правил, тем самым ориентирует ребёнка на

соблюдение определённых норм и правил взрослой жизни.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.

К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности

ребенка как показатель его нравственного развития.

Ключевые слова: мораль; нравственность; нравственное воспитание;

игровая деятельность.

Воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой

основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты

личности ребенка.

Определение проблемы и актуальности данной темы позволяет

сформулировать цель исследования : выявить влияние игровой деятельности в

формировании нравственного воспитания старших дошкольников.

Нравственное формирование личности ребенка является одной из

важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития

личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление

требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов

детских учреждений и школы.

В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича нравственность

(мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих

отношение людей в обществе на основе общественного мнения,

стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [16]

Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две

взаимосвязанные задачи:

- выработка нравственных требований, которые находят отражение и

получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм,

принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла;

- внедрение этих требований и связанных с ними представлений в

сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия,

а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения,

т. е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.

Термин «нравственность» употребляется как синоним термина «мораль».

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в

прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. В зависимости от того,

как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои

убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами,

можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность -

это личностная характеристика. [10]

По мнению Г. Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика

рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный

процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек,

нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [20]

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных

норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и

их неуклонное соблюдение», - пишет И. Ф. Харламов. [19, с. 344]

К. Д. Ушинский отмечал зависимость содержания детских игр от

социального окружения. Он считал, что существует зависимость содержания

детских игр от социального окружения, так как игры не проходят для ребенка

бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо,

а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Дошкольник может прекрасно

знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки

помочь человеку, попавшему в беду. Знать, что лгать стыдно, но говорить

неправду и т. д. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в

нравственных поступках в доступной ему деятельности. [18]

Именно в игровой деятельности дошкольник наиболее самостоятелен:

сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и

своей фантазией, устанавливает доброжелательные взаимоотношения со

сверстниками.

Игровая деятельность – это своеобразный материальный этап. Он

моделирует сферу человеческих взаимоотношений, которые определяют

развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны

своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются

нравственными нормами.

По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь нравственного

воспитания в игре - это влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие

сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через

определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать

моральные и социальные чувства дошкольников. Сюжетно-ролевые игры детей

построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где

правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми

из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной

жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх,

разумеется, по-своему, преломляя их с учетом современного общества. [11,

с. 79].

В своих исследованиях Р. И. Жуковская обращает внимание на

нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует

развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным

и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей.

В старшем дошкольном возрасте особое место занимают игры, которые

создаются самими детьми: творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх

дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни

и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность

ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,

справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои

собственные.

Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих

на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанные на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитывать детей на

лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих

формированию положительных чувств и побуждений.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед

коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы,

согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо

разрешать спорные вопросы.

Нравственность является сложной, многоуровневой личностной

характеристикой, охватывающей такие личностные структуры как разум,

чувства, воля. Нравственное воспитание старших дошкольников - это

совокупность воспитания нравственных чувств, облика, нравственной позиции

и нравственного поведения.

Игра – школа морали в действии, школа произвольного поведения.

Именно в игре определяется поведение и характер человека в обществе. В игре

все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства,

организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их

играми, отражающими взаимоотношения людей в обществе.

Задача педагогов состоит в том, чтобы сосредоточить внимание

играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанных на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Вопросы нравственного воспитания подрастающей личности на

протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом

рассмотрения в философии, педагогике, психологии.

Проблема нравственного воспитания дошкольников в настоящее время

актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном

обществе. Возникший ценностный вакуум, отчуждение человека от культуры

как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации

понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед

опасностью моральной деградации.

Дошкольное детство - пора открытий.

Поэтому, взрослые должны помочь ребенку делать открытия, наполнив их

воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у

него нравственных чувств.

Литература

1. Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников /Р. С. Буре. М. :

Просвещение, 2006.141 с.

2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная Общеобразовательная Программа

Дошкольного Образования От рождения до школы /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А/ Васильева. 4-е

изд. М. : Мозаика – Синтез, 2017. 368 с.

3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Программа Развитие/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М. : Новая школа, 1994.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. 1966.№6 62-76 с.

5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : старшая группа / Н. Ф. Губанова. М. :Мозаика – Синтез,

2014.160 с.

6. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре/ Р. И. Жуковская. М. :АПН РСФСР, 1963.320 с. pedagogic.ru

7. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка/ А. В. Запорожец. Дошкольное образование, 1964. 351 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. : Академия, 2003. 176 с.

9. Лихачев Б. Т. Педагогика. : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. М. : Прометей,

1998. 457 с.  

10. Логинова В. И., Лейкина Б. С. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И.

Логиновой, П. Г. Саморуковой: 2-е изд., исп. и доп. М. : Просвещение, 1998. 167 с. OCR Detskiysad.Ru

11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. М. : Просвещение, 1982. 128 с.

12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду/ Н. Я.

Михайленко, Н. А. Короткова. М. :Гном, 2000.96 с.

13. Мухина В. С. Психология дошкольника : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ В. С. Мухина.

М. : Академия, 1975. 239 с

14. Ольшанский Д. В. Новая педагогическая психология/ Д. В. Ольшанский. М. : 2002. 127с.

15. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под. ред.

М. : Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.

16. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь/ Е. С. Рапацевич. Минск. :Соврем. слово, 2006. 928 с.

17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ под ред. А. В. Запорожца. М. :Просвещение, 1976.96 с.

18. Ушинский К. Д. Сочинения/ К. Д. Ушинский. М. :Лениздат,1950. т. 8. 234 с. revolution.allbest.ru

19. Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф. Харламов: 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Высшая школа, 1990. 576с.

20. Эйсмонт-Швыдкая Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Г. Н. Эйсмонт-Швыдкая. М. :

Просвещение, 1969.

Публикации по теме:

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом.

Презентация «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Доклад (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, члены аттестационной комиссии! Предлагаю вам познакомиться с опытом моей педагогической.

Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация. В статье рассматривается сущность ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогического.

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь.

Формирование взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его.

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственные качества начинают развиваться в период дошкольного детства, поэтому это время является достаточно важным в развитии человека.

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из значимых явлений детского развития. Игра является потребностью ребенка.

Проект «Формирование нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в процессе общения» Проблемой нравственного воспитания и развития занимались такие теоретики и практики как: К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, А. И Герцен, Я. А.

Развитие личности старшего дошкольного возраста под влиянием нравственного воспитания РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ старшего дошкольного возраста ПОД ВЛИЯНИЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация: Перед современной школой стоит задача.

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста" Старший дошкольный возраст - наиболее.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Волкова Татьяна Витальевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2019 в 20:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД