Папки-передвижки

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

ирина ананьева
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления.

Читательские интересы детей зависят от правильно сформированного круга детского чтения. Формирование круга детского чтения как проблема существует давно.

Публикация «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В России вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII веке (И. Посошков, Н. Новиков) и подробно разработаны в XIX веке в трудах В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Л. Толстого, К. Ушинского, В. Водовозова. Но до сих пор эта проблема остается сложной ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку, так как круг детского чтения формируется с учетом возрастных особенностей восприятия ребенком художественного произведения.

Умение правильно формировать круг детского чтения (КДЧ) — основа профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Круг детского чтения — это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В КДЧ входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы).

Особенно быстро меняется КДЧ дошкольников. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения: от четырехстрочных пестушек и потешек на первом году до объемных романов-сказок на седьмом.

От чего зависит содержание КДЧ?

- От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в дошкольном детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка, определенному виду литературы (поэзия, к определенному автору или книге. Запомнившиеся им произведения дети дошкольного возраста могут слушать без устали.

- Особую роль в формировании КДЧ играют знания человека в области литературы, его информированность.

- От состояния и уровня развития самой литературы.

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения малышу в настоящий период, мы обязательно должны думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности.

Исходными при формировании КДЧ являются психологические и педагогические принципы.

Психологические принципы:

1) учет возрастных особенностей детей;

2) учет особенностей восприятия детей.

1. Читая, следует обращать внимание на быструю утомляемость

ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концен-трацию внимания и его переключение, на недостаточный объем

памяти, отсутствие личного опыта, что не будет способствовать

самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизиологической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.

Педагогические принципы:

1) доступность;

2) наглядность;

3) занимательность, динамичность сюжета;

4) воспитательная ценность произведений.

Понятие доступность часто трактуется однобоко: доступное, значит, ясное, понятное. Но в современной методике детского чтения доступным считается такое произведение, «которое создает условия для возникновения активной работы мысли читателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи — проникновению в замысел писателя». Содержание произведения будет доступно ребенку тогда, когда прежде всего доступными будут язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответствовать уровню психического и интеллектуального развития ребенка и в то же время будет несколько опережать этот уровень. Одним из показателей доступности книги для малыша будет интерес к ней и желание слушать ее чтение.

Наглядность обусловлена необходимостью углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст. Книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы, так как иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание.

Занимательность сюжета — один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как динамичность. Дошкольник пока еще не обладает способностью долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некоей тайной, напряженностью повествования. Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, связь которых не может установить ребенок, неинтересен дошкольникам.

Формирование КДЧ — сложный процесс, требующий от

взрослых знания истории и современного состояния детской литературы, детского чтения, психологии возраста и ответственного отношения к делу.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны : зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Малышам необходимо показать, что чтение книг может быть не только развлечением. Из книг можно многому научиться, в том числе и тому, что понадобится во взрослой жизни. Литературный день в саду может быть и тематическим, то есть посвященным одному автору, которого ребята хорошо знают и любят.

Заключение

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература с одной стороны расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, с другой стороны она вводит детей в особый исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Дети стремятся поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, пересказать сюжет понравившейся книги, обсудить поведение героев.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.

2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 2004.

3. Гурович Л. М., Акулова О. В. Чтение художественной литературы. – М., 2012.

4. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.

5. Куликовская И. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5, стр. 33-40.

6. Микляева Н. Читаем и обыгрываем сказки //Ребенок в детском саду. – 2011. - № 2. – С. 31-34.

7. Миронова Н. Как научить ребёнка любить литературу // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. – С. 117-121.

8. Петрова С. Мастерская добрых сказок // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12. – с. 31-37.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2011.

10. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению : Детская книга и детское чтение. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.

11. Смирнова О. Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. – С. 51-53.

12. Тюников Ю., Маздниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. – С. 31-38.

13. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. – М. : Знание, 1984. – 80 с.

14. Хайлова Е. Реализация образовательной области «Чтение художественной литературы» // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7 - С. 39-41.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:

Публикация Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ирина ананьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2020 в 20:52
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД