Фатеева Екатерина Александровна
Статья «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью»
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Примерно, 4-10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков.
Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивые.
Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга.
Публикация «Статья „Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью“» размещена в разделах
Возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди. С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее. Полная картина синдрома разворачивается к 7-12 годам.
Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концетрации внимания, повышенной отвлекаемости, дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту - социальная дезадаптация.
Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Необходимо знать, что не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:
- возникает в возрасте до 8 лет;
- присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);
- вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- признаки сохраняются не менее 6 месяцев;
Основные принципы взаимодействия с ребенком
1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.
2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.
3. Меньше замечаний – больше похвалы.
4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Методы проведения логопедических занятий
1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.
2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.
3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.
5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно – развивающим, но и интересным.
6. Использовать разнообразный наглядный материал.
7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.
8. Не давать многоступенчатых инструкций.
9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.
Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне усложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».