Лучший педагог года

Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья

Мерясева Ирина Владимировна
Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья

МАОУ «Надежда» «Нижнекамская школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное отделение»

Статья: Практический материал для изучения звуков и букв родного языка (материал из личного опыта работы)

составила: Мерясева Ирина Владимировна

учитель-дефектолог I кв. категории.

МАОУ «Надежда»

Нижнекамская школа – интернат

для детей с ограниченными

возможностями здоровья, дошкольное отделение.

Республика Татарстан, г. Нижнекамск

г. Нижнекамск, 2023г

Публикация «Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Практический материал для изучения звуков и букв родного языка (материал из личного опыта работы)

При знакомстве дошкольников со звуками и буквами родного языка мы часто сталкиваемся с тем, что у детей нет четкого звукопроизношения, недостаточная подвижность и переключаемость органов артикуляции: языка, губ, щек, мягкого неба, слабо развито речевое дыхание и фонематическое восприятие, не каждый ребенок может владеть своим голосом. Это бывает связано с уже имеющимися речевыми нарушениями (фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и др.).

Очень важно для выработки четкого звукопроизношения развивать фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь и сравнивать свое произношение с предложенными образцами.

На таких занятиях дошкольники в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции: языком, губами; учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения, достигая все более точного воспроизведения звуков родной речи.

Предложенный практический речевой материал можно использовать на занятиях и дома, как совместно с проведением артикуляционной гимнастики, так и без неё. Данный материал требует многократного повторения.

Звук и буква А

Буква «А» у нас шагает,

Широко рот открывает.

Свою песенку поет:

«А, а, а» – погромче,

«А, а, а» – потише,

Кот сидел у нас на крыше,

Эту песню услыхал

И гостей к себе позвал.

Стали песню напевать:

«А, а, а» – погромче,

«А, а, а» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

«А, а, а», – а вам песенка слышна?

Это точно буква «А»?

– Да!

Звук и буква Б

Буква «Б» за ней шагает,

Свою песню напевает:

«Б, б, б, б, б, б, б».

Барабан берет себе.

«Б, б, б» – погромче,

«Б, б, б» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква В

Буква «В» у нас идёт,

На ноге крючки несёт.

Нижнюю губку поджимает,

Свою песню напевает:

«В, в, в» – погромче,

«В, в, в» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Г

Буква «Г» идёт на ножке,

Шляпка только коротка.

Трудно топать по дорожке,

Коль всего одна нога.

«Г, г, г» – погромче,

«Г, г, г» – потише,

А вам песенка слышна?

Звук и буква Д

«Д» – стоит, как дом красивый

Дом красивый – просто диво!

Дятел в домике живет,

Свою песенку поет:

«Д, д, д» – погромче,

«Д, д, д» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Вместе песенку споем:

«Д, д, д» – красивый дом.

Звук и буква Е

«Е» – идёт прям еле– еле,

Песенку поет метели:

«Е, е, е» – погромче,

«Е, е, е» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ё

«Ё» – на ёжика похожа,

«Ё» – в иголках,

Ёжик – тоже.

Ёжик, песенку споем?

«Ё, ё, ё» – погромче,

«Ё, ё, ё» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ж

«Ж» – похожа на жука,

И жужжит она всегда.

«Ж, ж, ж» – погромче,

«Ж, ж, ж» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква З

«З» – вот змеечкой свернулась.

«З» – всем деткам улыбнулась.

Свою песенку поё т:

«З, з, з» – погромче,

«З, з, з» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква И

«И» – улыбочка большая,

Губки тихо напрягает.

Дружно песенку споё м:

«И, и, и» – погромче,

«И, и, и» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Й

«Й»язык нам напрягает,

Йогуртом нас угощает.

«Й, й, й» – погромче,

«Й, й, й» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква К

«К» – как косточка во рту,

Проглотить я не могу.

«К, к, к» – погромче,

«К, к, к» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Л

«Л» – сказать я не могу

И язык в зубах держу.

Зубки будут помогать,

Чтобы «Л» мне напевать.

«Л, л, л» – погромче,

«Л, л, л» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква М

«М» – как мамочка моя,

Поет песню для меня:

«М, м, м» – погромче,

«М, м, м» – потише,

Мне приятно маму слышать.

Звук и буква Н

«Н» запомнить так смогу:

На качельку, я бегу,

На качелях я качаюсь,

Эту песню напеваю.

«Н, н, н» – погромче,

«Н, н, н» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква О

«О» – на овал она похожа,

«О» – овальна, овал – тоже.

Губки я в овал сложу,

Да и песенку спою:

«О, о, о» – погромче,

«О, о, о» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква П

«П» – почти как папа мой,

Когда с ним иду домой.

«П, п, п» – погромче,

«П, п, п» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Р

«Р» – рычит, как мой Барбос,

Когда в лапах прячет кость.

«Р, р, р» – погромче,

«Р, р, р» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква С

«С» – свистит у нас свисток,

Вышел язычок вперед.

«С, с, с» – погромче,

«С, с, с» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Т

«Т» – топор у папы рубит,

Этот звук нас всех разбудит.

«Т, т, т» – погромче,

«Т, т, т» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква У

«У» – поет как самолёт,

«У, у, у» – погромче, значит – близко.

«У, у, у» – потише, – далеко.

«У, у, у» – погромче, значит – низко.

«У, у, у» – потише, – высоко.

Звук и буква Ф

«Ф» – фонарь на дереве висит,

А ё ж под деревом фырчит:

«Ф, ф, ф» – погромче,

«Ф, ф, ф» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Х

«Х» – подуем на ладошки,

Тёплый воздух к нам пошёл,

Свою песенку завё л:

«Х, х, х» – погромче,

«Х, х, х» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ц

«Ц» – пальчик к губкам я приставлю,

Скажу: «Тихо! Не шуметь».

«Ц, ц, ц» – погромче,

«Ц, ц, ц» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ч

«Ч» – как четыре буква эта

«Ч, ч, ч» – она поёт.

«Ч, ч, ч» – погромче,

«Ч, ч, ч» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ш

«Ш» – на змею она похожа,

И шипит, шипит, шипит:

«Ш, ш, ш» – погромче,

«Ш, ш, ш» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Щ

«Щ» – как щавель на дорожке,

Любят нюхать его кошки.

«Щ, щ, щ» – погромче,

«Щ, щ, щ» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Буква Ь

Мягкий знак смягчает звуки,

А отдельно не поёт,

Слово мягоньким стаё т:

Звенит капель,

Наступил апрель,

Кто–то к нам стучится в дверь.

Звук и буква Ы

«Ы» – в лесу проснулся мишка,

На него упала шишка,

«Ы, ы, ы» – погромче,

«Ы, ы, ы» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Буква Ъ

Твердый знак разделит слово,

Раз и два – и всё готово!

Вот машина отъезжает, а другая – подъезжает.

Звук и буква Э

«Э» – эхо слышится в лесу,

Никого я не найду.

«Э, э, э» – погромче,

«Э, э, э» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ю

«Ю» – с юлой Юлечка играет,

Слышен звук юлы такой :

«Ю, ю, ю» – погромче,

«Ю, ю, ю» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Я

«Я» с крючком на ножке ходит,

Свою песенку заводит:

«Я, я, я» – погромче,

«Я, я, я» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Таким образом, в процессе организованных занятий и в домашних условиях можно постепенно вырабатывать представления об артикуляционных признаках каждого звука (положения органов артикуляции). Дети получают чувственный опыт при произношении каждого звука и буквы. Дошкольник к 6–7 годам сможет употреблять в речи все звуки родного языка и получит необходимые навыки для обучения в школе.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 29 июля 2023 в 13:15
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД