Папки-передвижки

Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте

Нина Митрофанова
Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте

В современном мире все большее внимание уделяется изучению различных средств развития взаимодействия детей третьего года жизни, так как большинство исследователей отмечает, что именно в этот возрастной период закладываются основы дальнейших межличностных отношений, их специфика.

Публикация «Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте» размещена в разделах

Общение со сверстниками играет огромную роль в развитии личностных качеств ребёнка. Именно в процессе общения со сверстниками дети получают социальное развитие. Ребёнок знакомится с культурой общения, традициями, ценностями общества, в котором он живёт. В этот период происходит процесс социализации, в процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок раннего возраста учится жить по правилам, учитывая не только свои интересы, но и интересы окружающих. Такое общение, в свою очередь, даёт ребёнку возможность познакомиться с нормами поведения.

Отмечается, что дети в данный возрастной период очень любят подражать взрослым, они внимательно наблюдают за своим окружением и копируют увиденное. Знания, которые демонстрирует взрослый, общаясь с малышом, его навыки и умения, дают возможность ребёнку получить опыт общения с окружающим миром. Общаясь друг с другом, дети делятся полученным от взрослых опытом.

В разных видах детской деятельности необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка. Очень важно научить детей решать поставленные задачи не только самостоятельно, но и совместно со сверстниками. Общаясь со сверстниками, ребёнок учится решать социальные конфликты, преодолевать неудачи. Задачей педагога является создание условий для взаимодействия ребёнка со сверстниками, такое взаимодействие, в своё время, способствует повышению уверенности ребёнка в себе. Ведущим мотивом общения в раннем возрасте является познавательный мотив.

От того, насколько успешно ребёнок пройдёт процесс социализации в раннем возрасте, зависит его дальнейшее социальное развитие. Становление межличностных взаимоотношений лежит в основе социального развития ребёнка. Для создания условий, способствующих взаимодействию детей раннего возраста, можно применять такие формы работы как: дидактические, коммуникативные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Можно создавать проблемные ситуации, для решения которых требуется взаимодействие.

Одна из важнейших развивающих задач ребёнка раннего возраста – это приобретение навыков, которые позволят ему в дальнейшем стать независимым и управлять своими чувствами и эмоциями. Такие задачи могут решаться только в стабильной социально-личностной среде.

Роль социальной среды в развитии ребёнка становится особенно очевидной, когда ребенок начинает посещать детский сад. Расставание с мамой, страх разлуки, новый коллектив, как правило, являются важной вехой в социальном развитии ребёнка. Познание самого себя и осознание того, что другие люди могут иметь другие мысли, желания, ощущения – это задачи третьего года жизни.

Также отмечается, что социально-личностное развитие детей раннего возраста сопровождается речевым развитием. В лексиконе ребёнка появляются такие «социальные» слова, как: все, мы, я. Кроме того, появляются слова, выражающие эмоции (люблю, сладкий, злой, хороший и т. д.).

В период адаптации к детскому саду ребёнок расширят своё социальное пространство. Он адаптируется к новой для себя социальной системе, пытается преодолеть своё разочарование, связанное с расставанием с мамой, знакомится с новыми правилами поведения, вступает в новые отношения с другими детьми и взрослыми. В данный возрастной период дети учатся сотрудничать друг с другом, заявлять о себе, делиться с другими.

В этот период у детей раннего возраста мы можем наблюдать расширение социальных компетенций. Прежде всего, это растущая потребность и способность к сотрудничеству в игре, растущая способность к сопереживанию, а также способность дружить.

В этом возрасте при организации совместных игр необходимо подбирать игры, в которых на первый план выходит взаимное сотрудничество, где результатом игры является достижение общей цели.

Стоит отметить, что дети раннего возраста начинают дружить сначала с товарищами по команде, с тем, с кем они разделяют игрушки или играют вместе. Дети любят играть со старшими товарищами, такие друзья показывают больше сотрудничества в игре и большей взаимности. Согласно проведенным исследованиям, дружба может быть относительно стабильной уже в раннем возрасте.

Таким образом, в процессе общения со сверстниками дети раннего возраста не только получают социальное развитие, но и приобретают навыки общения, знакомятся с культурой поведения в обществе, учатся выходить из конфликтов, управлять чувствами и эмоциями, именно в этот период происходит процесс социализации. Придя в детский сад, ребёнок адаптируется к новой социальной системе, знакомится с новыми для себя правилами поведения, вступает в новые отношения, учится дружить. Необходимо создавать условия, способствующие социально-личностному развитию ребёнка, способствовать взаимодействию детей раннего возраста, это можно сделать, используя разные виды игр или создавая проблемные ситуации.

Список использованной литературы:

1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.

2. Лисина, М. И. Формирование личности дошкольника в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 410 с.

3. Подласый И. Педагогика начальной школы: учебник / И. Подласый. – Litres, 2013.

4. Смирнова Е. О. Развитие общения детей со сверстниками : игры и занятия с детьми раннего возраста : 1-3 года / Е. О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Шаграева О. А. Детская психология / О. А. Шаграева. – Москва. - 2001. – 414 с.

6. Эльконин, Д. Б. Игра в развитии ребёнка / Д. Б. Эльконин // Мир психологии. – 2004. - № 1. – 42 с.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Конспект НОД во второй младшей группе «Улыбнись и друг с другом подружись» Задачи: 1. Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках. 2. Развивать умение правильно оценивать себя.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Общение детей друг с другом»Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другомМелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом В. М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» Учёные доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Развлечение для детей дошкольного возраста «Давайте будем дружить друг с другом!»Развлечение для детей дошкольного возраста «Давайте будем дружить друг с другом!» Развлечение для детей дошкольного возраста «Давайте будем дружить друг с другом!» Цель. Закреплять у детей представление о доброте, радости,.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте
Опубликовано: 23 декабря 2021 в 20:56
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД