МААМ-картинки

О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения школьников геометрическому материалу в курсе математики

Ефимцева Людмила Валерьевна
О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения школьников геометрическому материалу в курсе математики

Статья «О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения геометрическому материалу в курсе математики общеобразовательной школы»

Аннотация: в настоящее время приоритетной задачей среднего общего образования является воспитание психологически здорового, развитого как физически, так и интеллектуально, подрастающего поколения. Первой ступенью развития этих качеств начинается именно на начальных этапах обучения. Всестороннее развитие детей и формирование у них универсальных учебных действий, как основного вида деятельности, представляется возможным посредством обучения геометрическому материалу в курсе математики общеобразовательной школы.

Публикация «О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения школьников геометрическому материалу в курсе математики» размещена в разделах

Ключевые слова: учебные универсальные действия, геометрия, математика.

В настоящее время в России весь процесс обучения в общеобразовательных школах строится на формировании личности обучающихся, обладающей системой приемлемых для себя и общества, ценностей и социально значимых качеств [1; 3].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования реализует главную цель образования – развитие личности ребенка посредством формирования у него универсальных учебных действий, обеспечивающих становление деятельностной компетенции, которая основана на «умении учиться», навыках самовоспитания и самообразования.

Универсальные учебные действия представляют собой не просто совокупность, а целенаправленность действия учеников, их способности к самостоятельному усвоению принципиально новых знаний [1].

Благодаря универсальным учебным действиям у обучающихся появляются возможности к саморазвитию посредством сознательного присвоения социального опыта.

Универсальность учебных действий проявляется в ее надпредметном и метапредметном характере. При этом универсальность учебных действий обеспечивает целостность процесса культурного, социального, личностного, познавательного саморазвития обучающегося и преемственность всех ступеней образования.

Универсальные учебные действия основаны на организации и реализации любой другой деятельности учеников, независимо от предметного содержания.

Начало школьного обучения означает в жизни ребенка важнейший переломный период, так как меняется его социальное окружение и наблюдаются значительные изменения в психологическом и интеллектуальном плане.

А. Г. Асмолов считает, что, используя, в организации учебно-воспитательного процесса традиционного и инновационного подходов, педагоги среднего общего образования создают условия для совместной деятельности с обучающимися. Для этого учителя осваивают теорию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению школьников и применяют ее на практике при формировании учебных универсальных действий [1].

Имеющие в современной теории и практики исследования в области развития учебных универсальных действий учащихся ограничены методическими рекомендациями и советами. Однако, все они не представляют конкретных методов, способов и приемов организации в совокупности интеллектуальных способностей школьников.

Как отмечает М. А. Гончарова, в процессе формирования учебных универсальных действий у школьников главную роль играет педагогическое мастерство учителя [4]. Ведь, по мнению, именно учитель управляет процессом обучения и воспитания школьников.

В связи с этим, как считает М. А. Гончарова, современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться и находить новейшие, даже «инновационные» методики и технологии обучения школьников [4].

Формирование универсальных учебных действий школьников целесообразно реализовывать с помощью способов:

1) выполнения обучающимися различных учебных заданий, разнообразив, тем самым, все виды универсальной учебной деятельности;

2) организации совместной деятельности в классе, влияющей на оценку результатов деятельности каждого конкретного учащегося;

3) метапредметной и предметной реализации образовательного процесса [4].

Большие перспективы в формировании универсальных учебных действий у учащихся открываются в процессе их обучения геометрическому материалу в курсе математики общеобразовательной школы.

А. В. Белошистая подчеркивает, учебный предмет «математика» обладает большими потенциальными возможностями при формировании всех видов универсальных учебных действий у школьников, таких как познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [2].

А. В. Белошистая отмечает, что именно математика среди всех учебных предметов, преподаваемых в общеобразовательной школе, наиболее благотворно влияет на развитие учебно-познавательной компетенции у учащихся [2].

Математика учит логически мыслить, дедуктивно рассуждать, систематизировать, проводить анализ, критически мыслить.

В рамках обучения детей геометрический материал в курсе математики являет собой основу для изучения смежных дисциплин. В перспективе приобретенные в школе геометрические знания послужат фундаментом для обучения в старших классах, и, в целом, будут применяться обучающимися в жизни.

Изучение геометрии в общеобразовательной школе ставит своими задачами:

1) развитие пространственно-временного мышления как основу умственной деятельности обучающихся;

2) становление у учащихся умения и навыка самостоятельно выполнять с помощью геометрического материала практические и учебные задания;

3) формирование способности к проведению простейших посторенний, способов измерений;

4) воспитание в обучающихся познавательного интереса, в частности, к умственному труду;

5) развитие стремления учеников использовать геометрические знания в своей повседневной жизни [3].

Однако, как отмечает Н. Б. Истомина, геометрия в курсе математике в общеобразовательной школе представлена незначительно, хотя в ней имеется большой потенциал для формирования у учащихся универсальных учебных действий [5].

Н. Б. Истомина, проанализировав содержание основных общеобразовательных программ среднего общего образования, пришла к выводу, что в них уделяется недостаточное внимание, с методической точки зрения, вопросу формирования универсальных учебных действий у школьников посредством изучения геометрического материала [5].

Методы и приемы формирования геометрических понятий у обучающихся, описанные в программах, изложены фрагментарно. В учебниках по математике геометрический материал не представляет целостного и обоснованного курса. При этом геометрические знания всего лишь дополняют арифметические [5].

Обучение школьников геометрии в основном происходит в рамках изучения измерительной деятельности. Оно направлено на практическое овладение детьми измерительных навыков.

Небольшое количество заданий на становление пространственного мышления значительно снижает его значение для организации процесса формирования универсальных учебных действий у учащихся.

Н. К. Винокурова предлагает дополнить программы системой занятий, направленных на углубление и расширение геометрических знаний школьников, формирование познавательных универсальных учебных действий. В данную систему заданий Н. К. Винокурова рекомендует включать элементы деятельностно-личностного характера и логические суждения [3].

Реализация данных занятий должна, по мнению Н. К. Винокуровой, проходить в форме творческих заданий поисково-исследовательского характера, заданий на сообразительность [3].

А. В. Белошистая подчеркивает, что работу по формированию у школьников регулятивных и познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения геометрии необходимо организовывать посредством игровой и практической деятельности учащихся, моделирования и конструирования [2].

Работая с геометрическим материалом, ученики получают представления об основных свойствах геометрических фигур. При этом, А. В. Белошистая, рекомендует располагать задания в порядке усложнения и постепенного обучения новым элементам конструкторского характера [2].

Целесообразно изначально познакомить детей с плоскими фигурами, затем изучить геометрические тела и их элементы. Благодаря этом, учащиеся научатся работать с инструментами (линейкой, циркулем, угольником).

Материал должен быть представлен в форме интересных заданий, включающих дидактические игры и различные проблемные ситуации.

Личностные и коммуникативные универсальные учебные действия на занятиях по обучению школьников геометрическому материалу необходимо формировать с помощью следующих методов:

1) «вопрос-ответ» (развитие способности видеть необычное в математических явлениях);

2) диалог (совместное обсуждение способствует пониманию детьми оснований собственных высказываний, позиции сверстников, совместному пониманию обсуждаемого геометрического объекта или явления);

3) информационный (предметная осведомленность как результат групповой и самостоятельной работы обеспечивает осмысленность поиска и освоение информации) [4].

Таким образом, необходимо отметить, что формирование универсальных учебных действий у школьников посредством использования геометрического материала положительно отражается на уровне их математической подготовки, и, в целом на становлении всесторонне развитой личности.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли/ А. Г. Асмолов. М: Просвещение, 2009.-299 с.

2. Белошистая А. В. Наглядная геометрия как средство развития мышления школьника/ А. В. Белошистая// Нач. школа : плюс – минус. - 2002.- №1.- с. 34-37.

3. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей/ Н. К. Винокурова. - М. : РОСМЭН, 2003.- 63с. : ил.

4. Гончарова М. А. Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М. А. Гончарова, Е. Э. Кочурова, А. М. Пышкало; Под ред. А. М. Пышкало. - М. : Антал, 2000.- 112с.

5. Истомина Н. Б. Методика обучения математики. М. : Академия, 2001.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программированияИспользование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования. Современные дети.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Образовательные технологии и их использование в процессе обученияОбразовательные технологии и их использование в процессе обучения Мою группу посещают дети с разным уровнем развития. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в нашем дошкольном.

Конспект урока математики во 2 классе «Порядок действий. Скобки» Схема конспекта урока МОУ «Петровской СОШ», 142965 Московская область, г. о. Серебряные Пруды, с. Петрово, д. 42. Конспект урока математики.

Применение опорных сигналов в курсе математики 5–11 классов В курсе математики часто прибегают к опорным сигналам для лучшего усвоения нового материала. Приведу несколько примеров их использования.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Библиотека изображений:

Публикация О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения школьников геометрическому материалу в курсе математики (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ефимцева Людмила Валерьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
О формировании универсальных учебных действий в процессе обучения школьников геометрическому материалу в курсе математики
Опубликовано: 4 июля 2023 в 12:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД