Получи документы

Нарушение голоса у лиц голосоречевых профессий

Германенко Анастасия
Нарушение голоса у лиц голосоречевых профессий

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ЛИЦ ГОЛОСОРЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ

Германенко Анастасия Дмитриевна Учитель-логопед

VOICE OF VOICES AT THE PERSONS OF GOLOSCORE PROFESSIONS.

Anastasiya Germanenko D.

Speech therapist

Аннотация : в данной статье представлены основные причины и виды нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий.

Ключевые слова: нарушение голоса, голос, типы голосоречевых профессий, голосоподача, причины нарушения голоса.

Публикация «Нарушение голоса у лиц голосоречевых профессий» размещена в разделах

Abstract : this article presents the main causes and types of voice disorders in persons with voice speech professions.

Keywords : violation of voice, voice, types of voice-talking professions, voice-over, causes of voice disruption.

Вся жизнь человека связана с голосом. Им человек выражает свои мысли, чувства во время речи, пения, плача. Голос проявляет себя и в результате рефлекторных движений мышц гортани в процессе чихания, кашля, возникающие как результат воздействия на них различных раздражителей (К. П. Беккер, М. Совак).

В наше время нет профессии, в которой бы голос и речь не имели главного значения. «Ни один музыкальный инструмент из самых совершенных не может конкурировать с голосом человека, который обладает такой исключительной чувствительностью и восприимчивостью, что на нём с мельчайшими подробностями могут отпечататься все тайники психологической жизни» (Ю. М. Юрьев).

Речь и голос всегда рассматривались тесно. Речь – сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха (В. Г. Ермолаев). Голос физиологически обеспечивает речь, посредством голоса мы можем передавать информацию, предать свое эмоциональное состояние, все это обеспечивает нормальную коммуникативную деятельность.

Способ подачи голоса имеет большое значение. Голосоподача – это способ подачи звука, отражающий последовательность выдоха и смыкания голосовых складок. Атака – это скорость, с которой дыхательное положение гортани сменяется фонаторным. Бывает мягкая атака – выдох и смыкание связок происходит одновременно, и твердая атака - сначала смыкаются голосовые связки, а затем осуществляется выдох, звук голоса получается резким (А. Митринович - Моджееская). Также бывает придыхательная атака, она отличается от твердой и мягкой атаки тем, что при ней выдох происходить раньше, чем смыкание связок.

Изучение распространенности профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий в нашей стране началось с 30-х годов XX столетия. Прежде всего, исследовалось состояние голосовой функции у педагогов как у наиболее многочисленной группы представителей голосоречевых профессий. По международной классификации Союза европейских фониатров (1979 г.) учителя, преподаватели, воспитатели отнесены в группу профессий с высокими требованиями к качеству голоса. Наиболее многочисленную профессиональную группу лиц, подверженных голосовой патологии, составляют педагоги, среди которых каждый четвертый имеет расстройства голоса (И. А. Лебедев). Голосовые расстройства бывают органические и функциональные. Функциональные нарушения не сопровождаются воспалительными процессами и анатомическими изменениями гортани. Органические нарушения, в свою очередь, характеризуются патологическими изменениями в голосовом аппарате. По своей тяжести они бывают разными: дисфония – частичное нарушение голоса, проявляющееся хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью; афония – отсутствие. Наибольшая частота возникновения голосовых расстройств, приходится на возрастной период 30 – 40 лет. Соотношение органических и функциональных форм дисфоний у лиц голосоречевых профессий составляют 1 :2,6. В развитии голосовых расстройств органической природы ведущее место занимают профессиональные факторы; в развитии функциональных форм патологии голоса решающее значение имеют психологические факторы. О. С. Орлова для определения факторов риска возникновения голосовых расстройств у лиц голосоречевых профессий и относительной частоты дисфоний использовала метод анкетирования. У (21,6%) не отмечалось изменения голоса. Наибольший процент утомляемости голоса выявлен у администраторов (завучи, директора, которые имели хотя и небольшую голосовую нагрузку, но постоянно испытывали различные стрессовые ситуации: 71,4% из них ощущали голосовой дискомфорт, 74,4% – кратковременные изменения тембра. По данным Ю. С. Василенко, заболеваемость голосового аппарата у лиц речевых профессий, по данным массовых осмотров, остается весьма высокой, составляя для переводчиков – 31%, воспитателей детских садов и яслей –36%, педагогов – 40%. Из обследованных профессиональных групп наиболее высокая (77%) заболеваемость голосового аппарата выявлена у экскурсоводов. Отечественные и зарубежные авторы отмечают увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-60-е годы XX века до 55-60% случаев.

Были выделены основные причины, которые вызывают нарушения голоса. Органические:

- органические патологии гортани;

- травмы (бытовые и химические);

- состояние инсульта (парезы и параличи);

- состояние послеоперативных вмешательств на голосовые связки или на органы близлежайшие к гортани;

- эндокринные заболевания (щитовидная железа);

Функциональные:

- систематическое перенапряжение голоса на фоне острых катаральных явлений;

- болезни органов дыхания (бронхи, легкие, трахея) и голосового аппарата, резонаторной системы;

- чрезмерное напряжение голоса вследствие резких эмоциональных переживаний, психических травм;

- биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания);

- профессиональные (стаж, длительность и сила голосовой нагрузки);

- бытовые (состав семьи, жизненные условия);

- неправильная атака голоса, использование только грудного резонатора.

В научной литературе к профессиональным нарушениям голоса относят заболевания гортани, в основе которых лежат систематическое перенапряжение голоса и грубые нарушения техники голосообразования, это и приводит к стойким поражениям гортани. К ним относятся фонастения, хронический ларингит, узелки голосовых складок, кровоизлияния и т. д. (А. Митринович – Моджееская, И. А. Лебедев, Ю. С. Василенко, О. С. Орлова)

Рассмотрим основные нарушения голоса, которые фониаторы и фонопеды определили как профессиональные :

- Фонастения – функциональное расстройство голоса, которое характеризуется нарушением координации между дыханием, фонацией и артикуляцией резонаторных полостей на фоне особой неврологической предрасположенности. Больные отмечают невозможность владеть голосом, изменять высоту, усиливать или ослаблять его звучание. При попытке появляется боль гортани, сухость, откашливание, зуд, скопление слизи.

- Хронический ларингит – заболевание развивается у лиц голосоречевых профессий в силу переутомления мышц голосовых связок, неправильного пользования голосом. При острой стадии наблюдается тонус мышц гортани и голосовых связок. Голос становится сухим, снижается тембр, появляется осиплость, першение. При хронической стадии голосовые связки гиперемированы, отечные, смыкаются слабо не по всей длине, тонус гортанных мышц снижен. При этом голос не изменен, отмечаются явления парестезии. У пациентов постоянное желание откашляться, першение, сухость, появляется ощущение инородного тела в горле.

- Кровоизлияния в голосовые связки. Патология часто возникает при голосовой нагрузке у начинающих певцов и лиц голосоречевых профессий. Возникает внезапно при пении в высоком регистре, резком крике, при чрезмерно громкой речи, сухом кашле. Больные жалуются на охриплость, быстрое утомление голоса и истощение голосовой функции.

-Узелки голосовых связок. «Узелки певцов» возникают вследствие поражения сосудов. Обычно пациенты жалуются на охриплость, дрожание голоса, невозможность петь и говорить тихо, постоянное желание откашляться, слабость и быструю утомляемость голоса. Узелки бывают ложные и истинные. Ложные возникают у начинающих певцов, появляются внезапно, они связаны с перегрузкой голоса на фоне катаральных явлений и неправильной техникой голосоподачи. Истинные представляют собой небольшие плотные образования конической или овальной формы, которые локализуются на свободном крае голосовых складок. Причиной образования узелков является неправильная постановка голоса, когда возникает чрезмерное перенапряжение голосовых связок происходит трение их друг о друга.

- Кератозы гортани – ороговение в различной степени эпителия гортани. Причинами кератозов могут быть: химические, термические ожоги, систематическое употребление алкоголя и курение табака на фоне частых простудных заболеваний, систематическое перенапряжение голоса. Как правило, пациенты жалуются на сухость в горле, першение, нарушение чувствительности в области горла (например, при глотании, периодическая осиплость, поперхивание, покашливание.

Таким образом, нарушения голоса у лиц голосоречевых профессий чаще бывают функциональными. В развитии голосовых расстройств органической природы ведущее место занимают профессиональные факторы; в развитии функциональных форм патологии голоса решающее значение имеют психологические факторы. С каждым годом увеличивается ряд профессий, которые требуют повышенной нагрузки голосового аппарата, соответственно и растет число лиц голосоречевых профессий с нарушениями голоса, которые нуждаются фонопедической и логопедической коррекции.

Список литературы:

[1] Тагирова В. Г. Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и педагогов высшей школы по разделу «Физиология органов дыхания» (гигиена голоса педагога) / В. Г. Тагирова. – Казань 2001. – 31 с.

Электронные ресурсы:

Васильева Ю. А. Голосоречевой тренинг / Ю. А. Васильева. – СПб. :Санкт-Петербургская гос. Академия театрального искусства, 1996. – 76 с. URL : https://pedlib.ru/Books/2/0399/2-0399-18.shtml ( дата обращения: 28.02.2018)

Публикации по теме:

«Обсуждение» и «Голоса»«Обсуждение» и «Голоса» Сегодня мы внесли изменения на сайт добавив две небольшие ссылки в меню пользователя. Первая ссылка ведет на страницу, где можно увидеть.

«Развиваем речевое дыхание». Игры для постановки речи и голоса«Развиваем речевое дыхание». Игры для постановки речи и голоса Уважаемые коллеги! Давайте поговорим о том,какие игры помогут в постановке речи и голоса. Для чего это нужно? Бывает,что малыш говорит на.

Детский мастер-класс «И птичьи повсюду звенят голоса»Детский мастер-класс «И птичьи повсюду звенят голоса» Вот и к нам пришла весна. Мы просыпаемся от веселого перезвона капели за окном и птичьего концерта. Чирикают, щебечут на солнышке птицы,.

Всемирный день голоса в детском садуВсемирный день голоса в детском саду 16 апреля – Всемирный день голоса, вот и я со своими ребятами решила провести этот день, проведя несколько мероприятия про голос. Беседа.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Квест-игра «Путешествие в страну Профессий» в рамках проекта «Карусель профессий»Квест-игра «Путешествие в страну Профессий» в рамках проекта «Карусель профессий» С целью обобщения полученных знаний за год в рамках клуба «Карусель профессий», расширения кругозора воспитанников в области существующих.

Библиотека изображений:

Публикация Нарушение голоса у лиц голосоречевых профессий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Германенко Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нарушение голоса у лиц голосоречевых профессий
Опубликовано: 23 января 2023 в 00:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД