Папки-передвижки

Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Мария Светлова
Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему"Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста"

В дошкольном учреждении дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных произведений, предлагаемых дошкольникам для слушания. Одному из важных направлений в развитии музыкального восприятия связана с приобщением детей к классической музыке.

Публикация «Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети имеют интуитивное чувство музыки. Это заключается в положительном реагировании ребенка на ее звучание уже с раннего возраста. Очень рано они начинают воспринимать классическую музыку.

Классика (от лат. classikus - «образцовый») - образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.

Развивая музыкальное искусство, передовые композиторы отражают, творчески развивают и обогащают музыкальные традиции своих предшественников. К примеру, в выдающихся творениях величайшего в истории западноевропейской, музыки композитора-симфониста Л. Ван Бетховена ощутима преемственность симфонических принципов Й. Гайдна и В. Л. Моцарта. А в ранних бетховенских симфониях чувствуются интонации, характерные для венской музыки XVIII века.

Традиции основоположника русской классической музыки М. И. Глинки нашли свое продолжение не только у композиторов «Могучей кучки», но и в творчестве их современника - П. И. Чайковского.

Творчество Д. Д. Шостаковича в большой мере связано с традициями русской классики, к которым прежде всего можно отнести пристальный интерес к своей эпохе, человеческой личности, а эти черты были во многом присущи корифеям русской музыкальной культуру XIX века : П. И. Чайковскому и М. П. Мусоргскому.

Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике. Ведь классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития.

Музыкально-эстетические воспитание детей будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их и с народным музыкальным искусством, и с высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Огромное значение классической музыке в вопросах нравственного воспитания детей придавал В. А. Сухомлинский. В своей книге «Павлышская средняя школа» Василий Александрович раскрывает целую систему приобщения детей к миру классической музыки, которая основана на том, чтобы «из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке : идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Бетховена, идеи борьбы человека против безжалостного рока (Шестая симфония Чайковского, борьбы сил прогресса и разума против тёмных сил фашизма (Седьмая симфония Шостаковича)». На первый взгляд может показаться, что некоторые крупные симфонические произведения, включенные в репертуар для слушания в детском саду, сложны для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Однако если в дошкольном учреждении организована системная целенаправленная и последовательная работа по развитию детского музыкального восприятия путем слушания музыки, начиная с раннего возраста, дети уже в пять лет будут в достаточной степени подготовлены для слушания довольно сложных для восприятия произведений музыкальной классики. Более того, они уже в состоянии дать эмоциональную и словесную оценку этим произведениям.

Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, педагог особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми - музыки для слушания. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Итак, для успешного развития музыкального восприятия дошкольников первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. В настоящее время назрела острая потребность в его обновлении, разработке новых педагогических методик и технологий развития музыкального восприятия, опирающихся на достижения современной музыкальной психологии и музыкознания.

Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям - художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. О важности высокой художественности предлагаемого детям репертуара говорила известный музыковед В. Н. Шацкая: «С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его».

Направление, которое можно считать ведущим принципом развития музыкального восприятия детей, - это приобщение дошкольников к миру классической музыки. В прежних традиционных программах музыкального развития в детском саду мир классической музыки был чрезвычайно узок. В целом дети оказывались погруженными в своеобразную субкультуру, характеризующуюся определенным примитивизмом и упрощенчеством. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д.

Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века - М. И. Глинки, П. 1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века - С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.

Бытует мнение музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить детей с народным музыкальным искусством и лучшими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. В соответствии с программой «Пралеска» дети должны слушать высокохудожественные образцы, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность.

Второе требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару для детей,- доступность. Ее можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на «три кита» - песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д. Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы дети не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Легко доступны дошкольникам танцевальная и маршевая музыка. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально- ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели подбирается репертуар классической музыки (см. Приложение 2).

Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми - развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщение их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности для использования высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работу с детьми по выработке музыкально-ритмических движений можно включить самую разнообразную танцевальную музыкальную классику : танцевальные пьесы И. G. Баха и В. А. Моцарта (гавоты, менуэты, буре, экосезы, полонезы, вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Штрауса, балетную музыку П. И. Чайковского.

Необходимо вновь подчеркнуть, что, давая примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться к тому, чтобы дети не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, можно предложить для слушания «Турецкий марш» из увертюры «Афинские развалины» Л. Ван Бетховена, «Военный марш» Ф. Шуберта, «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш» из оперы «Аида» Дж> Верди, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева. Важно, чтобы дети поняли, что хотя все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет, все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия, необходимо связать ее с движением. Дети должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер произведения. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками или притопами.

Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия дошкольниками, который основывается на использовании программно- изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т. д.). Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель, «Белые ночи» (май, «Баркарола» (июнь, «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).

Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т. д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников - способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки, грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова, торжественное («Свадебный марш» Ф. Мендельсона, «Песня о Родине» И. О. Дунаевского).

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В старшем дошкольном возрасте в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки - фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. При должной подготовке детей могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм. Время звучания музыки - от одной до трех минут. При повторном слушании можно увеличить продолжительность звучания музыкальных произведений. При этом надо ориентироваться на желание детей, их заинтересованность, соблюдать чувство меры. Детей этой возрастной категории надо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов - представителями разных видов оркестров (симфонического, духового, оркестра народных инструментов). Важно также обращать внимание детей на выразительные возможности каждого музыкального инструмента

Публикации по теме:

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:

Публикация Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Светлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 17:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД