Получи документы

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста (4 фото)

Татьяна Лымаренко
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Публикация «Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К трем годам ребенок значительно расширяет свой словарный запас, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Одним из средств развития речи, обучения является игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Как говорил А. С. Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.

Фото №1 Сегодня вопрос

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.

Игра выступает как деятельность, через которую педагоги решают различные задачи.

Дидактические игры

Дидактическая игра является одновременно и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».

В процессе игры развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Все дидактические игры делятся на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры.

Структурой дидактической игры являются:

• Дидактическая задача- для педагога, игровая задача- для детей;

• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).

• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).

Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ, которым соответствуют этапы педагогического сопровождения дидактической игры.

Подготовка.

Соответственно, подготовительный и начальный этапы развития игровой деятельности.

Цель подготовительного этапа: обогатить знания детей по теме игры с помощью чтения литературы, экскурсий, рассматривания альбомов, рисования, встреч с интересными людьми, просмотра мультфильмов, прослушивания музыки с помощью таких средств, как стихи, пословицы, поговорки, иллюстрации, альбомы, видео.

Цель начального этапа: пробудить интерес к тому, чтобы научиться играть в конкретную игру с правилами, с помощью беседы выявить уровень знаний по теме.

Проведение.

Этап обучения игре.

Цель: формирование умений с помощью таких методов, как беседа, показ, упражнение, совместная игра.

Задачи: познакомить с правилами, уточнить, как нужно вести себя во время игры; формировать доброжелательные отношения в игре, самостоятельность в игровой деятельности с помощью таких средств, как являются игровой материал: фишки, карточки, игровое поле и т. п.

Здесь же уместны этюды на проигрывание ситуаций: «Я выиграл», «Возьмите меня в игру», «Я проиграл». Обязательные беседы перед игрой и завершающая беседа.

Этап самостоятельной игровой деятельности.

Цель: совершенствование игрового взаимодействия, то есть умения играть вместе, нахождение путей решения возникающих в игре спорных ситуаций.

Этап творческого развития игры.

Цель: развитие творческой активности детей. Можно ввести новый материал, в том числе тот, что не относится напрямую к игре, новые действия, например, вместо одного кубика взять два, добавить дополнительные карточки, обсуждение по картинке. Воспитатель обогащает материал по теме, даёт толчок творчеству- дети проявляют фантазию.

Задачи: совершенствовать игровые умения, проявление инициативы, самостоятельности, преобразование игры и даже создание новой с помощью таких средств, как игровой материал, средства дополнительного поощрения (фишки, жетоны, материалы для изготовления дополнительных карточек, фишек, жетонов и т. д.

Анализ

Примерные вопросы к итоговой беседе:

-В какую игру играли?

-Кто за кем бросал кубик (кто за кем ходил?

-Правильно ли отвечали на вопросы (выполняли задания?

-Кто стал победителем и почему?

-Как поддержали проигравшего?

-Чем понравилась (не понравилась) игра?

-Что можно сделать, чтобы в следующий раз игра получилась ещё лучше?

Фото №2 Развитие ребенка

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.

Фото №3 Материалы для педагогов развития речи дошкольников стоит особенно остро
Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:

Публикация Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Лымаренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2020 в 21:31
+364Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД