Получи документы

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Мария Светлова
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы заключается в том, что издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам, без него ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально - слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство. Процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком Далькрозом, получила широкое распространение еще в начале 20 века. Его метод сводился к тому, чтобы используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений.

Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. согласно Карлу Орф, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме : ритмических упражнений, музыкальных игр.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана,. Специальные исследования проведены,, .

По мнению психолога, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…»

считает, что именно дошкольный период является наиболее сентизивным для развития чувства ритма и, если не руководить развитием ребенка, эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

отмечала, что для развития музыкально - сенсорных способностей детей : ладового слуха, чувства ритма необходимо применять наглядные пособия (музыкально - дидактические пособия и настольные музыкально - дидактические игры)

обращала внимание педагогов на то, что «Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах деятельности, в различных вариантах и, конечно же, работая над песней»

Содержание музыкальной деятельности определено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования.

В него входит «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения». Согласно ФГОС ДО, музыкальная деятельность входит в состав образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Развивать чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством музыкальных игр и упражнений.

Задачи:

- развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;

- развивать дифференцированное восприятие музыки и движений;

- развивать умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;

- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

- побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;

- воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

С учетом поставленных задач, результатов педагогической диагностики подбираем музыкальные игры и упражнения на развития у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма. Игры и упражнения проводим на музыкальных занятиях в течение года по трем этапам:

Первый этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь) : восприятие и воспроизведение несложных ритмических рисунков.

На этом этапе проводим следующие музыкальные игры и упражнения:

- Подбери картинку». Цель: упражнять в различении и назывании жанра музыки (песня, танец, марш).

- «Послушай и прохлопай». Цель: упражнять в восприятии на слух и воспроизведении ритмического рисунка музыки :

- сильные хлопки,

- слабые хлопки,

- чередование сильных и слабых хлопков,

- «Слушай и повтори». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка на детских музыкальных инструментах.

- «Эхо». Цель: упражнять в запоминании ритма и воспроизведении его при пропевании слов.

- «Имена и ритмы». Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.

- «Передай ритм». Цель: развивать ритмический слух, умение воспроизводить ритмический рисунок.

- «Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.

- «Выложи ритм». Цель: упражнять в схематизации ритма.

- «Прохлопай по схеме». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.

- «Шаг и бег». Цель: упражнять в соотнесении движений с музыкой.

- «Повтори движение». Цель: упражнять в воспроизведении заданного движения в определенном ритме.

Второй этап – основной (декабрь –март) : усложнение ритмических рисунков.

Музыкальные игры и упражнения второго этапа:

- «Хлопки». Цель: развивать умение воспроизводить ритмический рисунок музыки :

- комплексы хлопков, состоящих из различного количества с короткими и длинными паузами.

- «Музыкальные стульчики». Цель: упражнять в передаче ритма с помощью шумовых или музыкальных инструментов.

- «Ритмические картинки». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка в пении и на детских музыкальных инструментах.

- «Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.

- «Зашифруй ритм». Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.

- «Поем и хлопаем». Цель: упражнять в одновременном пении и прохлопывании ритмического рисунка песни.

- «Голос спрятался». Цель: упражнять в исполнении ритмического рисунка песни с помощью прохлопывания ритма.

- «Не опоздай». Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).

- «Быстро – медленно». Цель: упражнять в выполнении музыкально-ритмических движений в соответствии с ритмом музыки.

- «Продолжи движение». Цель: развивать умение соблюдать заданный темп без музыки.

Третий этап – заключительный (апрель – май) : упражнения на творчество и импровизацию.

Музыкальные игры и упражнения:

- «Ритмический оркестр».

Цель: Формировать способность к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).

- «Путешествие». Цель: развивать способность передавать характер движения с помощью музыкальных инструментов.

- «Музыкальные этюды». Цель: развивать умение передавать в движении музыкальный образ.

- «Мелодическое эхо». Цель: упражнять в пении по фразам с аккомпанементом музыкальных и шумовых инструментов.

- «Узнай песню». Цель: развивать умение узнавать знакомую попевку, песню по ритмическому рисунку (на слух, по карточке) .

- «Музыкальные импровизации» (вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные)

- «Спой стихотворение» (на любую мелодию);

- «Волшебные танцы» (танцевальная импровизация под музыку);

- «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).

- «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

- «Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль»).

- «Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Светлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2022 в 18:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД