Папки-передвижки

Музыкальный фольклор в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Любовь Ковалева
Музыкальный фольклор в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это возраст активного вхождения в мир социальных отношений, познания социума, определения своего места в нем. Необходимым условием формирования социально активной и духовно богатой личности является овладение речью как средством общения. Речь – это не только форма общения, но и форма передачи и получения знаний. Уровень речевого развития ребенка будет определять, насколько успешным будет его адаптация в этом мире.

Публикация «Музыкальный фольклор в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие речи включает в себя несколько направлений, одно из которых - формирование выразительных средств речи. От того, насколько речь ребенка будет выразительна, эмоционально насыщена, понятна для собеседника, во многом зависит возникновение эмпатии при общении. Выразительность – это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей).

Важным средством речевой выразительности является интонация. Термин «интонация» употребляется в широком понимании, т. е. как единство взаимосвязанных компонентов: темпа, тембра, ритма, логического ударения, силы и высоты голоса – и является аналогом термина «просодия». Согласно трактовке электронной энциклопедии, «интонация» (от лат. Intono - громко произношу) - совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцента, тембра и других просодических элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски [3, c.77]

Интонация - это комплексное средство речи, которое включает в себя несколько компонентов (мелодика, логическое ударение, громкость и темп речи и паузы).Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения.

Известно, что первоосновы выразительности речи закладываются в дошкольном возрасте. В работах психологов С. Л. Рубинштейна и А. М. Леушиной показан генезис выразительности речи дошкольников. А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи :

- речь выразительна в виду своей эмоциональности, отсутствие внутреннего контроля собственной речи у детей (младший дошкольный возраст);

- дети овладевают средствами интонационной выразительности и начинают осознанно пользоваться ими; речь становится более осмысленной и сдержанной (старший дошкольный возраст);

- переход от интонационной выразительности к языковой – освоение образных средств выразительности (на этапе завершения дошкольного возраста и на протяжении всей жизни).

Таким образом, интонационная сторона речи формируется к старшему дошкольному возрасту, употребление интонационных конструкций родного языка приближается к принятым нормам.

В отечественной дошкольной педагогике с целью развития выразительности речи используются различные средства: театрализованные игры, театрализованная деятельность, художественная литература, а также произведения устного народного творчества (в частности музыкальный фольклор, обладающие огромными потенциальными возможностями, служащие могучим, действенным средством формирования выразительных средств речи.

Музыкальный фольклор обогащает эмоции, развивает воображение. Именно напевность, мелодичность, лаконичность, ритмичность образцов фольклорных произведений позволяют работать с такими характеристиками речи, как интонационное оформление высказываний, темпо-ритмическая организация речи, высотный и силовой диапазон голоса. Фольклорные произведения предоставляют речевые образцы, подражание которым позволяет обогатить качество речи, превратить ее в хорошо «настроенный» инструмент общения.

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место устного народного творчества в современной педагогике детства. Отмечается, что произведения устного народного творчества – действенный методгуманизации воспитанияс первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей. Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, пределяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства [4,с. 42 -48]

Для развития интонационной выразительности речи детей важны музыкальные фольклорные формы – хоровод, колыбельная, веснянка, колядка, потешка и др. «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор», - писал В. В. Виноградов [2, с. 184].

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Целевое назначение музыкально-фольклорных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

В ходе практической части работы с целью выявления уровня сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании принимали участие 20 детей воспитанники старшей группы

Диагностический инструментарий для нашего исследования был составлен на основе методики обследования интонационной выразительности речи, разработанной Е. Ф. Архиповой [1].

Обобщив результаты проведенных методик, мы выявили средний показатель уровней сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста (см. таблицу 1)

Таблица 1 - Результаты исследования интонационной стороны речи у детей на констатирующем этапе работы

Измеряемый показатель Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Обследование интонационной стороны речи 15% 45% 40%

Количественный показатель обследования интонационной стороны речивыявил преобладание среднего и низкого уровня сформированности навыков использования интонационных средств детьми дошкольного возраста. Обобщив и проанализировав полученные данные, мы увидели, что в экспериментальной группе наиболее сформировано умение воспроизводить предложения с повествовательной интонацией, в восприятии интонационных структур предложений детям хуже удавалось отличать вопросительную интонацию. В недостаточной степени у детей сформирован ритмико-интонационный компонент речи, при определении ритмического рисунка речи дети руководствуются ее смысловой, а не ритмической организацией. Значительные затруднения вызывало у детей восприятие повествовательной интонации и воспроизведение восклицательной интонации.

Освещение всех этих вопросов позволяет нам предположить, что музыкальный фольклор имеет огромный потенциал в формировании выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Одним из наиболее эффективных средств развития интонационной выразительности речи являются музыкальные фольклорные формы – хоровод, колыбельная, веснянка, колядка, потешка и др. Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд и может служить, как показывает педагогическая практика, действенным средством развития интонационной выразительности речи дошкольников.

Библиографический список

1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста : учебное пособие. М. : АСТ: Астрель, 2006. С. 119-131.

2. Виноградов В. В. Избранные труды. М. : Наука, 2015. 392 c.

3. МосквинВ. П. Выразительные средства современной русской речи. М. : Феникс, 2007. 944 c.

4. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. 1990. № 12. С. 42-48.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Музыкальный спектакль для детей старшего дошкольного возраста «Сказка про непослушного Огурчика»Музыкальный спектакль для детей старшего дошкольного возраста «Сказка про непослушного Огурчика» «Сказка про непослушного Огурчика»Музыкальный спектакль для детей старшего дошкольного возраста. Действующие лица: Сказочница (воспитатель,.

Детский музыкальный спектакль «Нотная страна музыки» для детей старшего дошкольного возрастаДетский музыкальный спектакль «Нотная страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста Оформление зала – большая нотная тетрадь, фланелеграф с нотным станом и нотами. Музыкальный репертуар – - «Песенка о песенке», музыка Попатенко;.

Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик»Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик» Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик» Автор: Шубенкова.

Музыкальный КВН для детей старшего дошкольного возрастаМузыкальный КВН для детей старшего дошкольного возраста Цель – порадовать детей встречей с музыкой; Задачи – стимулировать у детей творческие проявления; воспитывать у детей музыкально – художественный.

Музыкальный спектакль «Муха — Цокотуха» для детей старшего дошкольного возраста Спектакль по мотивам произведения К. И. Чуковского «Муха- Цокотуха» для детей старшего дошкольного возраста. В основу музыкального спектакля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор в формировании выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 18:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД