Лучший педагог года

Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей

Красс Людмила Александровна
Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей

Музыкальный фольклор как средство нравственно- эстетического воспитания детей

«Музыка-воображение-фантазия-сказка-творчество-

такова дорожка, идя по которой ребёнок

развивает свои духовные силы»

В. Сухомлинский

Публикация «Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей» размещена в разделах

Музыка- источник особой детской радости, музыкальной. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает первичные представления о мире. Интерес к фольклору- одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа, его культуре, традициям. Слагая песни, былины и сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом. Он запечатлел в них быт и нравы людей, смену времён года, законы животного и растительного мира.

Развивая чувства, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, музыкальные инструменты, предметы декоративно- прикладного искусства. С русскими народными песнями-потешками и мелодиями начинаю знакомить детей уже в ясельной и младшей группах. Особенно прелестны колыбельные песни «Баю-баю», «Котенька-коток», «У кота». Сколько радостных эмоций вызывают песни «Ладушки», «Сорока- сорока», «Петушок», «Ходит зайка». Маленькие дети с огромным интересом слушают и подпевают их. Когда песенный репертуар становится шире, начинаю предлагать игровую песню с выбором солиста «На зелёном лугу», песни с вопросом и ответом, а в средней группе группе добавляю ещё и хороводные. Стараюсь добиваться правильного интонирования в пределах терции, кварты. Песни-упражнения, которые применяю на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания, чистоты интонации в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения слов в песнях. Для работы со старшими дошкольниками я подбираю репертуар, в котором

присутствуют понятные детям явления, разнообразные эмоции и различные средства музыкальной выразительности. В течение года с детьми старшей и подготовительной групп стараюсь разучивать около двадцати и более народных песен. Эмоционально исполненная песня- это залог того, что дети полюбят её и будут петь с удовольствием.

Большой интерес дети проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Где ты был, Иванушка?», «Как у наших у ворот», «На горе- то калина», «Как на тоненький ледок», «Метелица», «Ходила младёшенька».

Русские народные песни включаю в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Ведь характерные для русских народных мелодий натуральный мажор и минор, их переменчивость, доступны слуху ребёнка. Исполнение детским оркестром русских народных мелодий на празднике всегда радостно воспринимается детьми и взрослыми. Многообразие народной музыки, яркая гармония, разнообразие ритмов, позволяет использовать её для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок.

В своей работе я постоянно обращаюсь к мелодиям: «Из-под дуба», «Ах ты, берёза», «Ах вы, сени», «Сударушка», «Пойду ль я, выйду ль я». На основе имеющихся у детей музыкально- двигательных навыков, я разучиваю с ними русские пляски. Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах русского характера. Обучая детей народной пляске, ставлю задачу познакомить их с движениями, которым присущи веселье, задор, в сочетании со сдержанностью, скромностью. Характерная для русской пляски осанка близка к нормальной осанке детей, поэтому она хорошо ими усваивается. Разучивая элементы пляски, я использую различные мелодии, так как это обогащает слуховой опыт и музыкально- ритмические движения детей, придаёт движениям определённую окраску. Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской народной пляски в зависимости от характера мелодии, я предлагаю им выполнить один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий. Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором каждый ребенок старается показать свою изобретательность и индивидуальность. Такая импровизационная форма очень нравится детям и помогает развивать самостоятельную танцевально- игровую деятельность, способствует проявлению их первых творческих поисков. С помощью бесед, выразительного показа, яркой музыки, красивых атрибутов, стараюсь вызвать интерес к русской пляске, желание участвовать в ней.

Основной и самый любимый вид деятельности детей- это игра. Именно она приносит им огромную радость. Музыкальные народные игры «Земелюшка-чернозём», «Золотые ворота», «Горелки», «У дедушки Якова» формируют и развивают духовные качества ребёнка. Дети с удовольствием играют в эти игры на занятиях, развлечениях и праздниках.

Народную музыку широко включаю в различные виды досугов. Герои русских народных сказок в ярких костюмах регулярно присутствуют на наших праздниках и вызывают у детей интерес и желание взаимодействовать с ними. Это лихо отплясывающий старичок-Лесовичок, Кикимора, поющая весёлые частушки, пританцовывающая Бабушка-забавушка, Алёнушка и, конечно, Дед-Мороз со Снегурочкой. Но именно на вечерах досуга, праздниках и других выступлениях особенно заметно, насколько интерес детей к фольклору глубок, как свободно они чувствуют себя в национальной одежде и пользуются "багажом" полученных знаний и навыков. Проводя праздники и досуги, мы вместе с тем, воспитываем в детях нравственность и патриотизм. И один из путей такого воспитания- приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.

В наше время детям особенно необходимы знания нашей многовековой музыкальной культуры. Она-наша гордость, наш незамутнённый источник. В. А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Музыка, услышанная в детстве, обязательно отложится в подсознании детей и будет служить надёжным фундаментом, о который разобьются волны безвкусицы и музыкального примитива.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Красс Людмила Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 10:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД