МААМ-картинки

Статья «Я — воспитатель особых детей»

Елена Фиклеева
Статья «Я — воспитатель особых детей»

Так случилось, что моими воспитанниками стали дети с ограниченными возможностями здоровья. А если говорить точнее – это дети со сложными и множественными психофизическими нарушениями. С самого рождения они столкнулись с такими проблемами, которые не всегда под силу перенести и взрослому. Но они есть, они живут. И это данность.

Когда я первый раз увидела этих детей, то растерялась. Каким образом можно их воспитывать и развивать, что необходимо для этого делать? И моё высшее педагогическое образование, и пятнадцатилетний стаж педагогической работы не смогли мне дать ответа на возникшие вопросы.

Публикация «Статья „Я — воспитатель особых детей“» размещена в разделах

Я начала искать методики работы с данной категорией детей, разработки, теоретический материал. Но, увы, о таких детях не было почти никакой информации. Они оказались за пределами образования, а, значит за пределами жизни. Да за ними ухаживали, кормили, гуляли с ними. Но с чего начать их развитие не мог подсказать никто.

Тогда я для себя определила уровень их развития – это ранний и младший дошкольный возраст с особенностями восприятия, мышления и памяти, свойственными данной категории детей.

И работа началась. Сначала надо было установить зрительный и эмоциональный контакт с каждым ребенком. Затем определиться, какие виды восприятия ему доступны (в силу физических особенностей ребенка).

Из практики стало ясно, что с данной категорией детей хорошо срабатывает метод стимуляции. Я начала с пассивной стимуляции: слуха, зрения, тактильной чувствительности, вкуса и обоняния. Использовала в работе игрушки и предметы из различного материала, многое из которого изготовила самостоятельно. Побуждала детей прислушиваться к различным звукам, фокусировать взгляд на предмете (игрушке, адекватно реагировать на тактильное воздействие.

Работа проводилась в форме игр-занятий, которые были включены во все режимные моменты. Оказалось, что постоянное присутствие воспитателя является необходимым условием их развития и воспитания. Самостоятельно дети, имеющие сложные и множественные психофизические нарушения, не смогут потрогать понюхать цветок, увидеть, как порхает бабочка, потрогать траву, ощутить холод снега зимой, услышать, как шуршат осенние листья… А, значит, жизнь будет проходить мимо них. Да, она будет здесь, рядом, но они не будут её участниками. Воспитатель для особых детей является связующим звеном между ними и внешним миром и выступает в роли посредника.

Работая с такими детишками я поняла, что в работе с ними особенно важны такие принципы педагогики, как систематичность и последовательность. А ещё, учитывая особенности их памяти, очень важно постоянное повторение и закрепление.

Отдельно хочется сказать об использовании в работе видео-музыкотерапии. Это видео и фото сюжеты природы, наложенные на красивую, спокойную фоновую музыку.

Воспринимая качественный видеоматериал в сопровождении хорошей музыки в качественном исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Зрительное восприятие видов родной природы, восприятие музыкального сопровождения способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а так же гармонично воздействует на личность ребёнка.

Музыку нельзя увидеть и потрогать. Но она меняет чувства, изменяет химический состав воды и крови. Музыка может вылечить.

А сочетание хорошей музыки и качественного видеоматериала даёт эффект релаксации и синхронизации мозговой активности.

И вот, по прошествии нескольких лет работы, мои воспитанники эмоционально ожили, у них появился интерес к происходящему вокруг. Они стали требовать к себе внимания, общаться на определённом уровне со сверстниками и воспитателем, хитрить. У них появились элементарные эмоции. Наблюдается положительная динамика в развитии двигательной активности. Они всё понимают, но в силу заболеваний не могут ответить. Зато их глаза говорят о многом.

Сейчас я рада, что жизнь предоставила мне такую возможность – быть воспитателем особых детей.

Публикации по теме:

Особенности использования метода стимуляции в работе с особыми детьми Прежде чем говорить о сенсомоторном развитии детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями, важно подчеркнуть, что каждый.

Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми потребностями Тактильный вид ощущений не возникает сам по себе, он развивается в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела ребёнка.

Библиотека изображений:

Публикация Статья «Я — воспитатель особых детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Фиклеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Статья «Я — воспитатель особых детей»
Опубликовано: 20 января 2015 в 11:23
+77Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД