МААМ-картинки

Инклюзивное образование

Мусалова Наталья
Инклюзивное образование

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.» Л. Н. Толстой

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними нет необходимых условий, педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эти и множество других проблем призвано решить инклюзивное образование.

Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. Понимание проблем инвалидов, улучшение социальной системы, полноценное образование, уверенность ребенка в себе, общение со сверстниками, воспитание отзывчивости у здоровых воспитанников, гуманизация общества, адаптация и интеграция в социум. Инклюзивное образование в детских садах нужно всем:

– детям с ОВЗ – дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности и способности;

– нормативно-развивающимся дошкольникам – здоровые сверстники вырастают более толерантными, творческими, общительными, уверенными, менее тревожными и агрессивными;

– -воспитателям - позиция гуманного воспитателя, внутренняя уверенность в возможностях и способностях каждого ребенка, понимание внутреннего мира и поведения каждого ребенка;

– детскому саду – новые ценности, новые образовательные формы, методы и педагогические подходы;

– семье – сохранение семьи, развитие ответственной родительской позиции. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть изолированной социальной группой.

Проблемы инклюзивного образования.

Инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массового образовательного учреждения (профессионального, психологического и методического) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работа с детьми с разными возможностями в обучении и умение учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. «Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему

Решение проблем в инклюзивном образовании.

Необходимо создать специальные условия

- Наличие развивающей среды;

-Использование специальных образовательных программ и методов обучения и

воспитания;

- Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- Предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего воспитанникам

необходимую техническую помощь;

- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

- Обеспечение доступа в здание ДОО;

- Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.

- Участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования.

Педагоги должны следовать принципам включения:

• Принимать детей с инвалидностью «как любых других ребят

• Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи

• Вовлекать детей в групповые формы работы и групповые решения задач

• Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты,

лаборатории, исследования.

Для решения проблем инклюзивного образования должны быть соблюдены принципы дошкольного инклюзивного образования

• Принцип индивидуального подхода

• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Принцип междисциплинарного подхода

• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания

• Принцип партнерского взаимодействия с семьей

• Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Заключение.

В процессе работы было выяснено, что инклюзия означает включение, добавление, приспособление, то есть вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения. В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям.

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!»Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

STEM образование и робототехника в ДОУ Консультация STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МДОУ «Детский сад № 218», Ярославль Воспитатель.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Опубликовано в разделах:

Публикация Инклюзивное образование (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мусалова Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инклюзивное образование
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 08:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД