Получи документы

Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи

Климова Ирина Михайловна
Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи

«Игровая логопедия»

Формирование предпосылок речи

Авторы, разработавшие такую технологию, как игровая логопедия говорят о важности работы над моторной и сенсорной сферой. Они отмечают, что если у ребенка есть проблемы с чувствительностями, сенсорной интеграцией, если есть проблемы двигательного плана это сказывается на развитие ребенка в целом. Поэтому, если присутствуют нарушения сенсомоторной сферы, то ребенка необходимо направить к специалистам по сенсорной интеграции.

Публикация «Игровая логопедия, От запуска речи до фразовой речи» размещена в разделах

Для того чтобы говорить ребенок должен понимать идею подражания, символизации, и уметь проявлять коммуникативные реакции.

1 блок заданий это -подражание деятельности с предметами, посредством обогащения деятельности навык вводится в предметную деятельность.

Для вызывания речи используются два видов жестов. Это цифровые и аналоговые жесты. При этом цифровой жест показывает отдельный звук, а аналоговый жест показывает полностью слово, следовательно, подражать крупномоторному действию ребенок может распознавать и использовать жесты в качестве подсказки и опоры для появления речи.

Навык символизации очень значим для появления речи. Самая простая и доступная символизация это иконическая, то есть сопоставление конкретного предмета с конкретным изображением. После освоения данной символизации идет переход на символизацию действий предмета, это такой процесс, когда какое-то определенное действие ассоциируется с предметом, и урезая это действие с предметом вводится жестовая подсказка, другими словами, жестовая символизация. Далее идет переход к самому сложному типу символизации, звуковой, когда какая-то звукооболочка обозначает предмет. Авторы данной технологии отмечают, что очень часто у детей не происходит связи между словом и предметом. Таким образом, если идет нарушение звуковой символизации, то в такой ситуации помогает формирование понимание речи через использование.

3 группа коммуникативных предпосылок. Первый коммуникативный мотив- это мотив просьбы. После того, как ребенок научился эксплуатировать данный мотив, его включают в структуру группы, где отрабатываются два последующих мотива. Это мотив информирования и разделения.

Таким образом, запуск речи происходит в три этапа:

• Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.

• Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.

• На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Уровни языковой компетентности в развитии речи

Игровой логопед, который занимается по методике Т. Грузиновой и Е. Гуриной, не будет работать с ребенком одновременно на разных уровнях языковой организации: учить неговорящего ребенка произносить слово и тут же просить его повторить фразу с этим словом, да еще и «по ходу» поправлять окончания. Стратегия «все и сразу» неверна, так как сильно путает ребенка со сложной речевой патологией, и он не может охватить всю речевую систему единовременно.

В рамках методики Т. Грузиновой и Е. Гуриной «Запуск речи неговорящих детей», отталкиваясь от игровых мотиваций ребенка, авторы строго соблюдают последовательность и этапность работы. Переход с этапа на этап происходит только после проведения тестирования, которое показывает, что ребенок должным образом освоил текущий языковой уровень.

1. Фонетический уровень.

В основе этой иерархии лежит звуковой или фонетический уровень, то есть, умение человека произносить звуки. Каждого неговорящего ребенка мы учим повторять за взрослым слова, делать это произвольно и бегло. Ели пришедший ребенок уже владеет обозначенным навыком, работа продолжается со следующего уровня.

2. Лексический уровень.

Следующий уровень - смысловой или лексический. Осваивая лексический уровень, человек понимает, что те звуки и слова, которые он говорит, что-то обозначают – предмет, действия, признак предмета и так далее. Проще говоря, тут мы формируем словарный запас, состоящий из существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и так далее. Важно на этом уровне дать ребенку понять, что все, что его окружает, имеет свое название. Помогая ему запомнить ключевые слова, мы формируем базовый словарный запас. Если к нам приходят детки, которые сразу проходят тестирование объема словарного запаса, то работа с ними начинается со следующей ступени.

3. Синтаксический уровень.

Следующий уровень - уровень фразы или синтаксический. В работе над ним педагог обучает ученика компоновать отдельные значения – слова, в последовательности составляя фразы и обращенные связные высказывания. А также раскладывать те предложения, которые он слышит, на отдельные элементы – то есть, «прокачивает» понимание фразовой речи.

После освоения фраз и проведения тестирования педагог обучает ребенка компоновать из отдельных предложений небольшие рассказы, участвовать в диалоге как со взрослыми, так и со сверстниками.

4. Грамматический уровень.

Завершает речевую иерархию грамматический уровень, на котором человек обучается оформлять отношения между словами, руководствуясь правилами, принятыми в родном языке. То есть, на этом уровне логопед учит ребенка верно использовать категории рода, числа, падежи и так далее.

На этом работа в рамках методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» заканчивается, и мы можем решить какие-то локальные речевые задачи, отталкиваясь от персонального запроса семьи.

Заключение

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что

технология основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов». Специалист подходит к проблеме системно, в результате диагностики выявляет, каких предпосылок не хватает для развития речи, и опираясь на эти данные, так строит занятия, чтобы восполнить выявленные пробелы.

Отличительной особенностью игровой логопедии является не только неформальная обстановка, яркие игрушки и картинки на стенах кабинета, как может показаться из названия. Безусловно, отталкиваться от мотиваций ребенка и учитывать их при подаче заданий чрезвычайно важно. Но не менее важен структурный подход

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 20:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД