МААМ-картинки

Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Беляшова Оксана Викторовна
Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Воспитатель МДОУ Д /с №114 о. в: Беляшова О. В

Аннотация: в статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили

основные фазы процесса адаптации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения

личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы

рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы

Публикация «Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

адаптации детей к детскому саду. В статье представлен опыт, как адаптировать детей

младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является

актуальной, так как проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к

незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает

предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие,

существование в детском саду и семье.

Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, ДОУ, психолого-педагогическое

сопровождение, фазы адаптации.

Актуальность исследования. В последнее время проблема психолого-

педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации к ДОУ стала чрезвычайно актуальной. Это связано с тем, что, когда дети

поступают в дошкольное учреждение, их стереотипы начинают рушиться.

Ребёнок начинает испытывать стресс в процессе адаптации, ведь для него всё

становится новым, а именно: установка новых правил, режим дня, новое

окружение, стиль общения со взрослыми и сверстниками.

На сегодняшний день недостаточно изучено, как ребёнок ведёт себя при

адаптации к детскому саду, какие трудности он будет испытывать, как

происходит оценка психического и эмоционального состояния ребёнка в данный

период. Так же немаловажным является и то, какие критерии, и способы

наблюдений применяются при адаптации в ДОУ. Педагог старается помочь

ребёнку, адаптироваться к новым социальным условиям, найти контакт со

сверстниками и взрослыми.

При неправильной организации работы по психолого-педагогическому

сопровождения детей в процессе адаптации могут возникнуть нарушения

поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдёт

привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и

сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее

благополучное существование в детском саду и в семье.

Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям

дошкольного образовательного учреждения рассматривается как

междисциплинарная проблема, объединяющая данные социологии, педагогики

и психологии.

Термин «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) в научный оборот

было введено Г. Аубертом, который обозначил изменения приспособительного

характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних

раздражителей.

В биологии под адаптацией понимается приспособление строения и

функций организма к условиям среды, реакция на раздражающее и

дестабилизирующее воздействие, которое можно выразить формулой «стимул –

реакция».

В философии адаптация рассматривается в качестве особой формы

отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и

опережающей реакцией на внешнее воздействие. По мнению Б. Ф. Ломова,

адаптация – это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней

среды и к изменяющимся социальным условиям.

В психологии адаптация означает процесс приспособления

чувствительности анализаторов к действию раздражителя, а также активное

приспособление индивида к условиям социальной среды и (или) результат этого

процесса. Основной акцент делается на состоянии гармонии, гомеостатического

равновесия и баланса между индивидом и социальной и природной средой.

В социологии под адаптацией понимают процесс активного творческого

приспособления человека к условиям производства, быта, досуга, что даёт ему

возможность успешно функционировать в определённом социуме.

В социальной педагогике адаптация воспринимается как активное

приспособление к условиям социальной среды путём принятия целей,

ценностей, норм и стилей поведения, устоявшихся в обществе.

Необходимо отметить, что Н. Д. Ватутина выделяет три фазы

адаптационного процесса детей к условиям дошкольного образовательного

учреждения, к которым относятся:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,

частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,

регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то

есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам

на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со

средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в

результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку

темпов развития.

В то же вслед за Н. Д. Ватутиной выделяем три степени тяжести

прохождения острой фазы адаптационного периода :

1) лёгкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней,

ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще

обычного;

2) адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание

длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

3) тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет,

теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и

психическое истощение организма.

Особенности поведения детей в период адаптации в значительной мере

определяются теми потребностями, которые сложились на момент прихода в

ДОУ. В соответствии с этим Н. Д. Ватутина выделяет три группы детей

относительно присущих им различий в поведении и потребности в общении.

К первой группе относятся дети, которые обладают потребностью в

общении с близкими взрослыми. Эти дети ожидают только от этих взрослых

внимание, ласку, доброту и сведения об окружающем.

Ко второй группе принадлежат дети, у которых уже сформировалась

потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в

совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

К третьей группе принадлежат дети, которые испытывают потребность в

активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми

Для того чтобы адаптация ребёнка к условиям дошкольной

образовательной организации была более успешной, необходимо оказывать

грамотную поддержку всем трём вовлечённым в образовательный процесс

сторонам – детям, их родителям и самим педагогам. Комфортные и

благоприятные условия могут быть созданы только путём оказания

профессиональной психолого-педагогической помощи, то есть с помощью

грамотного психолого-педагогического сопровождения. В научной

терминологии понятие «психолого-педагогическое сопровождение» стало

особенно популярным среди педагогов и психологов, последние 10 лет.

Рассмотрим значение понятия «сопровождение». Понятие «сопровождение»

означает «действие, сопутствующее определённому явлению, сопровождающее

его, содействующее его протеканию». В словаре С. И. Ожегова, понятие

«сопровождать» означает следующее – «следовать рядом с кем-то вместе,

находиться рядом, вести в определённое место или идти рядом с определённым

человеком».

Согласно суждениям Е. В. Шиловой, сопровождение – это «помощь,

представление поддержки подрастающему поколению в личностном

формировании посредством применения усилий различных специалистов,

работающих в системе образования, таких как: психологи, социальные педагоги,

педагоги специального образования»). Согласно суждениям Л. М. Шипицыной,

сопровождение – это разностороннее исследование ситуации, в базе которого

располагается целостность взаимного действия, сопровождаемого и

сопровождающего.

Таким образом, основная работа по организации психолого-

педагогического сопровождения состоит в том, чтобы помогать ребёнку

безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально,

коммуникативное, физически психически развивать ребёнка и способствовать

его адаптации в сложном и многогранном мире. Адаптация ребёнка – это

сложный и многофакторный процесс, успех которого зависит не только от

работы воспитателя, но от слаженных и обоснованных действий всех участников

педагогического процесса. Грамотно построенная система воспитания поможет

ребёнку справится со всеми трудностями информировать положительное

отношение к новым условиям жизни. Главная роль в создании благоприятного

климата в группе принадлежит воспитателю. Ему необходимо постоянно

работать над повышением профессиональной компетентности в вопросах

успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста, создавать ребёнку

ситуации успеха в общении со сверстниками и создании развивающей предметно

–пространственной среды для свободной и самостоятельной игровой

деятельности.

Таким образом, адаптация детей раннего дошкольного возраста как

социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время.

Особое значение она должна представлять для педагогов и родителей, на

которых ложится вся ответственность за их воспитанников. Только успешная

адаптация в ДОУ способствует дальнейшему развитию ребёнка как личности в

будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Анучина О. А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к

условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика.

2016. № 4 (9). С. 221-224 4.

2.

Богданова В. В. Желтикова Н. Ф. Психологические особенности адаптации

ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретико методологические и

прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и

образования Материалы Всероссийской научной конференции с

международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 179-183.

3.

Лясота В. В. Психолого- педагогическое сопровождение детей младшего

дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / 2022 /

Вестник науки

4.

Михайленко О. И., Ибрагимова Х. А. Психологические особенности

адаптации ребенка к новому детскому коллективу 2020 / StudNet

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Период адаптации является очень важным для детей раннего дошкольного возраста. Вновь поступающие дети имеют разную степень социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 16 января 2024 в 16:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД