Папки-передвижки

Специфика работы педагога в группах детей с нарушениями речи

Стратьева Светлана Александровна
Специфика работы педагога в группах детей с нарушениями речи

Специфика работы педагога в группах детей с нарушениями речи и языка определяется речевыми и языковыми нарушениями каждого дошкольника :

Нарушение речи и языка

Неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевые и артикуляционные движения и т. д.).

Речевая деятельность (внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая и артикуляционная моторика);

Личностные особенности.

работа педагогов имеет два основных направления:

1)коррекционное образование.

2)Общее образование.

Публикация «Специфика работы педагога в группах детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Публикация "Организация коррекционной работы с детьми воспитателями групп" состоит из следующих разделов

Темотики.

Воспитатель совместно с логопедом занимается коррекцией речевого нарушения ребенка и процессов, тесно связанных с ним, а также осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных групповой программой детского сада. К ним относятся духовно-нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание ребенка, привитие культурно-гигиенических навыков. Однако следует учитывать, что из двух направлений первое, коррекционное, является наиболее важным и ведущим, а второе, общеобразовательное, - подчиненным.

Коррекционная работа в группах проводится под руководством и контролем логопеда. Это связано с тем, что логопед хорошо знает речевые и психологические возможности ребенка, степень отставания от соответствующей возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов.

Коррекционная работа воспитателя включает в себя

Индивидуальные занятия под руководством логопеда

Занятия под руководством логопеда

Фронтальные занятия по развитию речи (по специальной системе системе);

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса ребенка во всех режимах.

Во всех режимах.

Систематический контроль за произношением и систематический контроль за грамматической правильностью речи ребенка;

Развитие внимания и памяти ребенка- процессов, тесно связанных с речью

процессов, тесно связанных с речью;

совершенствование лингвистического и логического мышления, которое является одной из функций речи.

совершенствование словесно-логического мышления, которое является одной из функций речи;

К функциям речи относятся.

1. закреплениеязыковыхнавыков на индивидуальных занятиях с логопедом

Индивидуальные занятия с логопедом проводятся сразу после дневного сна. Это так называемое логопедическое время. Преподаватели занимаются индивидуально с детьми, имена которых логопед записал в специальную тетрадь для вечерних занятий.

Во время логопедического времени очень важно, чтобы остальные дети не отвлекались и небыли поглощены спокойными играми. Для этого идеально подходят игры под доской или игры с доской.

Занятия с детьми должны проходить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь можно установить большое зеркало, чтобы одновременно видеть лица ребенка и воспитателя. Кроме того, здесь должны быть размещены картинные материалы, интегрирующие такие звуки, как Р, Рь, Л, Ль, свистящие и шипящие.

Занимаясь с ребенком, педагог должен помнить, что произнесение всего произносительного материала в тетради должно осуществляться с обязательным выделением звуков, которые становятся закрепленными звуками речи-произносятся утрированно. Тьюторне должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Воспитатель должен громко, четко и медленно проговаривать весь речевой материал, а ребенок должен делать тоже самое.

2. фронтальныезанятияпо развитию языка и речи

Проведение таких занятий в специальной группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в группе.

Во-первых, на занятиях по развитию речи все виды работы проводятся в рамках трех-четырех лексических тем в течение месяца. Вид работы в каждой теме планируется с учетом общедидактического принципа "от простого к сложному". Например, тема "Домашние животные". В начале месяца хорошо посмотреть на живых животных (кошек и щенков, затем на фотографии домашнего скота (коров с телятами, лошадей с жеребятами). Затем можно сравнить фотографии, например, свиньи и собаки или коровы и овцы. После этого разбейте и перескажите короткую историю о домашних животных. Затем, в конце месяца, попросите детей рассказать короткую разоблачительную историю. Подобная концентрация внимания на конкретных темах позволяет последовательно формировать обобщенные понятия, детально пополнять недостаточный словарный запас детей и шаг за шагом формировать связную речь.

Во-вторых, во фронтальном классе долгое время, пока не сформирована связная речь детей, происходят только "простые" виды обучения. Групповое разучивание стихов происходит только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.

(Заучивание стихов, когда произношение звуков у ребенка еще не сформировано, только закрепляет неправильное произношение).

В-третьих, в отличие от массовых групп, на занятиях по развитию речи здесь требуется больше понятийных уточнений. Например, при рассмотрении темы "домашнее животное" необходимы не только такие понятия, как вымя, грива и копыта, но и щетина, шерсть, морда, пятак, рога. Кроме того, необходимо выучить названия большинства детенышей животных, профессии тех, кто ухаживает за ними, а также такие понятия, как свинарник, загон для коровы, загон для овцы, загон для теленка.

В-четвертых, на уроках развития речи необходимо использовать наглядные пособия для всех видов работ.

3. дополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе работы во всех режимах.

Педагоги могут неоднократно активизировать и закреплять новую лексику, работая с детьми в течение дня.

Однако учителям необязательно изучать всю лексику. Им следует ограничиться повседневной лексикой.

Важно учитывать, что называние предметов, их признаков и действий без подготовки может оказаться бесполезным занятием, так как у детей с нарушениями речи снижен познавательный интерес. В чем же заключается подготовка к выполнению такого задания?

Прежде всего, необходимо заставить детей слушать и слышать педагога, придать языковой практике соревновательный характер, сделать ее интересной, задавая вопросы, например: "Кто придумает больше слов", "Кто быстрее ответит на вопрос", "Кто замечает больше частей предметов ’Кто заметил больше частей предметов’ и т. д.

В прачечной дети могут соревноваться в том, кто больше слов скажет о том, что такое мыло, что мыло может делать и что можно мыть с помощью мыла. В уголке гостиной дети могут ответить на вопросы: что умеет делать попугай, что такое аквариум и что в нем делают рыбки. В уголке на улице можно спросить, на что похоже небо, на что похож снег, на что похожи листья на земле.

Не пытайтесь каждый раз собирать всю группу для отработки этих слов. Для этого достаточно собрать четырех-пяти детей. Главное, чтобы дети делали это спонтанно, охотно и всегда с позитивным настроем.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Специфика работы воспитателя в детском социозащитном учреждении Роль педагога - воспитателя неизменно высока, особенно в детских социозащитных учреждениях. Воспитатель организует процесс целенаправленного.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика работы педагога в группах детей с нарушениями речи
Опубликовано: 2 октября 2023 в 22:27
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД