МААМ-картинки

Специфика межличностных отношений подростков, относящихся к «группе риска»

А А Кайшенова
Специфика межличностных отношений подростков, относящихся к «группе риска»

Одним из возрастных периодов, в которых межличностные отношения имеют важнейшее значение для личности, является подростковый возраст. Согласно точке зрения Д. Б. Эльконина, ведущей деятельностью данного периода является интимно-личностное общение сверстников. По Д. И. Фельдштейну, ведущей деятельностью подросткового возраста является общение и общественно полезная деятельность [8].

Публикация «Специфика межличностных отношений подростков, относящихся к „группе риска“» размещена в разделах

Большой интерес представляют межличностные отношения подростков «группы риска» по причине особых условий формирования личности детей и особенностей формирования детского коллектива [2].

В межличностном взаимодействии подростков группы риска существуют особые трудности, с которыми многим приходится сталкиваться в самом процессе взаимодействия. Под ними подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности во взаимодействии, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность.

Работа с детьми «группы риска» - одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога-психолога - психолого-педагогической работы с детьми, которых, так или иначе, всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением и др. В связи с этим при анализе специфики межличностных отношений подростков, относящихся к «группе риска», мы затронем каждую категорию детей, т. к. все они относятся к «группе риска».

Понятие «трудного» подростка весьма неопределенно. Д. И. Фельдштейн относит к указанной дефиниции детей капризных, упрямых, непослушных, склонных к сопротивлению, недисциплинированности, грубости; детей ленивых, без желания трудиться и привычки к труду, лживых, поведению ко-торых свойственны аффективные формы в виде заносчивости, агрессивности, бравады, повышенной обидчивости и ранимости, в самооценке – существенные колебания, связанные с конфликтом уровня притязаний и положением в коллективе [6].

Л. Б. Филонов подчеркивает, что трудновоспитуемых подростков отличает и особо настороженное отношение ко взрослым, с которыми им приходится сталкиваться. Прежде всего, они всегда ожидают некоторых неприятных для них воздействий и влияний, нравоучений, что порождает высокую личностную тревожность, напряженность, опасения и некоторую неприязнь к самому процессу общения [7].

Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко и С. Д. Смирнов отмечают, что агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде детей группы риска отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.

В старшем подростковом возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия у юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы [3].

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощренную жесткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

По определению В. Ф. Пирожкова, трудных детей «криминальная оппозиция к обществу в целом» сопровождается обесцениванием человеческой жизни [5, с. 73-74] и зачастую социально опасна. В том и другом случае налицо социальная дезадаптация детей, подростков и юношей. Преодоление ее, достижение нормальной социальной адаптированности требует немалых усилий, аналогично значительно большей трудоемкости процесса при перевоспитании «трудного» ребенка в сравнении с воспитательными затратами при его нормальном поступательном развитии.

С. А. Кулаков подчеркивают частое сопровождение «отклоняющегося» поведения алкоголизацией и употреблением наркотических и токсикоманических веществ, которое усугубляет уже имеющую место задержку развития социальных и трудовых навыков, неразвитость моральных норм и закрепляет инфантильное отношение к себе, как к особому существу, на которое не распространяются общие законы. Как следствие, по мнению автора, процесс социальной адаптации «трудных» учащихся все более приобретает негативное направление, происходит десоциализация подростков [4].

Английские психологи А. Хевитт и Р. Дженкинс выделяют две большие категории детей группы риска :

1) дети, с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;

2) дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности. На основе их выводов мы полагаем, что выведенные нами критерии категории трудных подростков не обязательно должны быть полностью представлены у подростков, достаточно наличие двух критериев [9].

Б. К. Айгунова отмечает, что проблемы поведения и дезадаптации подростков обусловлены неблагополучием в семье, что приводит к нарушениям развития их личности. По современным представлениям к группе риска психологи относят детей и подростков, имеющих два вида риска – риск в отношении собственного развития личности и социальный риск в обществе.

Часто подростки «группы риска» подчиняются группе сверстников, зависимы от других, от чужого мнения. Значимую роль в подростковом возрасте приобретает система межличностных отношений с референтной группой школьного класса, которая зависит от их статуса и личностных особенностей.

Б. К. Айгуновой были выявлены следующие особенности личностного развития детей группы риска, оказывающих влияние на их межличностные отношения : низкий уровень ответственности, высокая подозрительность, чувство вины, озлобленность, использование неконструктивных способов преодоления негативных ситуаций, негативная система отношений подростка к будущему, прошлому, матери, друзьям и классу. Показано, что негативные личностные особенности подростков группы риска обусловлены нарушениями взаимоотношений с матерью, что проявляется в низком уровне доверия, нетребовательности, отсутствии взаимопомощи, низком авторитете, неудовлетворенности и эмоциональной холодности матери [1].

Также выявлено, что подростки группы риска имеют разный статус в учебной и досуговой деятельности класса. В учебной деятельности преобладает низкий и средний статус, в досуговой деятельности – средний статус при низком уровне сплоченности учебной группы, что способствует относительной удовлетворенности подростков группы риска взаимоотношениями в классе. Для подростков группы риска личностные качества сверстников являются более значимыми в их взаимоотношениях, по сравнению со статусом.

Статус подростков группы риска в учебной деятельности имеет наиболее тесные взаимосвязи с негативным отношением к себе и классу, стремлением к принятию себя, особенностями семейных отношений. В досуговой деятельности статус подростков группы риска наиболее тесно взаимосвязан с позитивным отношением к себе, классу, доброжелательностью и доминантностью [1].

Таким образом, специфику межличностных отношений подростков, относящихся к группе риска, можно свести к двум категориям: дети, с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат; дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности. В связи с этим можно выделить основные особенности межличностных отношений подростков группы риска : имеют трудности в установлении межличностных контактов в общении со сверстниками, подозрительны, подчиняются группе сверстников, зависимы от других, от чужого мнения, доминантны (нетерпимы к критике, деспотичны).

Список используемой литературы

1. Айгунова, Б. К. Развитие личностных особенностей подростков группы риска, взаимосвязанных со статусом в учебной группе Текст / Б. К. Айгунова// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» - М. : МГППУ, 2010. - С. 186 – 187.

2. Баргесян, О. В. Межличностные отношения подростков истинных и социальных сирот [Текст] / О. В. Баргесян// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2007. - № 2-2. - С. 28-32.

3. Корнилова, Т. В. Подростки групп риска Текст / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.

4. Кулаков, С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков [Текст]/С. А. Кулаков. - СПб. : Речь, 2004. - 464с.

5. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология [Текст]/В. Ф. Пирожков. – М. : Ось-89, 2012. – 704 с.

6. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/Д. И. Фельдштейн. - М. : Академия, 2002. – 320с.

7. Филонов, Л. Б. Детерминация черт характера у лиц с отклоняющимся поведением [Текст]/Л. Б. Филонов. - М. : Наука, 1981. – 57с.

8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : учебник для студентов вузов/И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2009. – 349с.

9. Hewitt, L. E. Fundamental Patterns of Maladjustment : The Dynamics of Tneir Origin/ L.E. Hewitt, R.L. enkins. - Springfield, 1946. - P. 23-41.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Консультация «Специфика интеграции в России» В отличие от интеграции в западноевропейских странах, отечественные интеграционные процессы основываются на позицию деятельностного подхода.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Автор публикации:
Специфика межличностных отношений подростков, относящихся к «группе риска»
Опубликовано: 21 февраля 2023 в 10:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД