Шахова
Создание социокультурного пространства для детей раннего возраста посредством технологии «Материнский фольклор»
Создание социокультурного пространства для детей раннего возраста посредством технологии «Материнский фольклор» (технология Тепловой А. Б.)
Одним из важных факторов положительного адаптационного периода у малышей является образовательная среда в группе, которая помогает создать эмоционально - положительную атмосферу. Ранний возраст - это время, когда дети только ещё привыкают к условиям новой коллективной жизни с другими детьми и незнакомыми пока взрослыми. Когда ребёнок приходит в детский сад, для него все незнакомо: группа, воспитатели, и, расставаться с родными людьми, ему очень тяжело, поэтому главная задача воспитателя - это получить доверие ребёнка.
Публикация «Создание социокультурного пространства для детей раннего возраста посредством технологии „Материнский фольклор“» размещена в разделах
Поэтому организуя образовательную деятельность в группах раннего возраста, мы придерживались рекомендации авторской технологии Тепловой А. Б. «Материнский фольклор в образовательной среде». Что же такое «Материнский фольклор»? – это инструмент народной педагогики, который способствует раскрытию ценностно-смысловой составляющей образа мира, формированию представлений о социо-культурном окружении, о собственной телесности, заложению основ нравственного развития.
Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Колыбельная песня как много в этих звуках! Тепло и внимание, заботу и нежность, искреннюю привязанность и неисчерпаемую любовь передают родители своим малышам через эти простые и столь важные мелодии. И мы своей практике так же очень активно применяем колыбельные песенки. Например, когда детей укладывать спать, мы проговариваем:
Спи глазок, спи другой
Я всегда буду с тобой.
Глазки закрывай баю-бай» (ФОТО)
В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы поем колыбельные, используя имена детей.
Уж я Вовушку (или Лёвушку, или Лёшеньку, или Танечку) люблю, да укачаю-укладу,
Бай-бай, бай-бай, бай-бай,
Спи-ка, Вовушка, в добре, да на соломке, на ковре,
Бай-бай, бай-бай. (ФОТО)
А еще перед сном мы с детьми проводим пальчиковые игры основе фольклорного материала
Пусть малыш сожмет все пальчики в кулачок.
Этот пальчик хочет спать, Разогните большой пальчик малыша.
Этот пальчик лег в кровать, Разогните указательный пальчик малыша.
Этот пальчик прикорнул, Разогните средний пальчик малыша. (ФОТО)
А после сна проснулся малыш, потягивается, его гладят по животику:
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём, растём. (ФОТО)
Кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого, и конечно на помощь к нам приходит «материнский фольклор».
Например, мы с ребятами, когда собираемся на прогулку, а на улице пасмурно, то мы кричим солнышку:
Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек. Солнышко, выгляни! Красное, высвети!
Или когда с детьми умываемся, то обязательно проговариваем:
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать. (ФОТО)
Когда причёсываем девочек, обязательно читаем стишок:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Для расширения кругозора при рассматривании картинок и книжек с изображением домашних животных, например коров, мы детям читаем:
Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам -
Всем нальет в стаканчики:
"Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!" (ФОТО)
С целью систематизации применения материнского фольклора в образовательную деятельность мы создали картотеку, где выдели темы «Колыбельные песенки», «Кричалки для прогулки», «Потешки для знакомства с окружающим миром», «Стишки для развития речи», «Загадки». (ФОТО)
Основываясь на опыте, можно сказать, что использование фольклора в работе с детьми раннего возраста развивает у малышей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества