Лучший педагог года

Современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Поддуева Яна Вадимовна
Современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Поддуева Яна Вадимовна, студент

Карташова Елена Владимировна, старший преподаватель

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, г. Елец, Россия

Аннотация. В рамках статьи исследованы современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, в частности определено влияние применения фитнес-данса и игрового стретчинга на мотивацию дошкольников к регулярным занятиям физкультурой, на повышение их двигательной активности, на общее самочувствие и состояние здоровья дошкольников.

Публикация «Современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: фитнес-данс, игровой стретчинг, физическая культура, физическое воспитание, двигательная активность, дошкольный возраст.

Детский возраст, а в особенности дошкольный, является тем периодом, в рамках которого формируются основы будущего здоровья человека, его физического и умственного развития, его личности. Все приобретенное в этом возрасте будет сопутствовать человеку всю оставшуюся жизнь. Поэтому так важно именно в этом возрасте уделять внимание физическому воспитанию ребенка, стимулированию его двигательной активности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные дети все больше проводят времени в статичном положении, проводя его за просмотром мультфильмов, за играми в смартфонах и планшетах. При этом занятость родителей не позволяет большинству детей удовлетворять их «двигательный голод».

В связи с этим особую важность приобретают занятия физкультурой именно в дошкольном учреждении. На сегодняшний день, к сожалению, родители крайне мало внимания уделяют физическому воспитанию детей, поэтому этот элемент воспитания ребенка ложится на дошкольное учреждение и его сотрудников.

При этом современных детей мало чем можно удивить, простые упражнения в рамках физкультурных занятий практически никак не стимулируют их к дальнейшей двигательной активности, поэтому педагогическим работникам в дошкольных учреждениях приходится применять новые, современные, нестандартные методы и формы работы с детьми в рамках их физического воспитания.

Цель исследования – определить влияние применения современных форм работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста на их мотивацию к регулярным занятиям физкультурой, на повышение их двигательной активности, а также на их общее самочувствие и состояние здоровья.

Организация и методы исследования. Опрос и наблюдение выступили в качестве методов исследования.

Среди современных форм и методов работы с дошкольниками в рамках физвоспитания можно выделить ритмическую гимнастику, гимнастику на фитболе, аэробику, фитнес-данс, игровой стретчинг, суставную гимнастику, дыхательную гимнастику и др.

В качестве современных форм работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста применялись финтес-данс и игровой стретчинг.

Исследование проводилось в старшей группе дошкольников. Занятия физической культурой с применением фитнес-данса и игрового стретчинга проводились в течение одного месяца ежедневно.

По мнению И. В. Изаровской, фитнес-данс следует рассматривать как «инновацию в области физической культуры, целенаправленный систематический процесс занятий с оздоровительной направленностью, способствующий физическому развитию занимающихся, повышению уровня их физической подготовленности» [3, с. 87].

Фитнес-данс представляет собой комплексы упражнений оздоровительного танца, включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной физической культуры, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма. Все комплексы танцевальных упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме.

Занятия фитнес-дансом, как правило, включают:

- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности без предметов;

- физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности с предметами (мяч, гимнастическая палка и др.)

- физические упражнения на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке, фитболах и др.).

Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя.

С точки зрения практикующих педагогов, упражнения общей направленности включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, и танцевальные упражнения [5].

Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовки детей.

Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и фитбол-гимнастику [5].

В композициях для гимнастики на фитболе в рамках фитнес-данса можно использовать следующие базовые (основные) шаги аэробики, которые хорошо адаптируются к специфике проведения упражнений сидя на мяче:

- March – марш – шаги на месте, вперед, назад, по диагонали и пр. ;

- Step-touch – приставной шаг вправо, влево, вперед, назад, с поворотами;

- Knee-up – подъем согнутой ноги, колено вверх;

- Lunge – выпад вперед, в сторону;

- Kick – выброс ноги вперед разгибая, ногу вперед, выполнить мах;

- Jack (jampingjack) – прыжки ноги врозь-вместе, сидя на мяче;

- V-step – ходьба ноги врозь-вперед, ноги вместе -назад и другие [5].

Игровой стретчинг представляет собой специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Это один из творческих видов деятельности, где дети могут представлять окружающий мир в виде образов [1].

Как отмечает Т. М. Зинченко, «очень интересно проходит занятие, если его сложить в стихотворной форме. Текст соответствует не только сюжету сказки, но и тем движениям, которые планируют показать, закрепить у детей. Можно использовать стихи писателей, считалочки или свои собственные сочинения» [2].

Рассмотрим на примере как можно использовать упражнения стретчинга в виде стихотворной сказки собственного сочинения. На примере ниже указанных упражнений, сочиним стих.

Упражнение «Кошечка» [4].

Исходное положение (далее – Ип) : Стоя в упоре на ладони и колени.

1. Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.

2. Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.

Упражнение «Ёжик» [2].

Ип: сидя на ягодицах, руки в упоре за спиной.

1. Подтянуть колени к себе, пятки к ягодицам, спину выпрямить, позвоночник вытянуть вверх (вдох).

2. На выдохе обхватить колени руками, голову опустить на колени.

3. На вдохе перекатиться на спину, не отпуская руками коленей.

4. На выдохе выпрямить ноги и руки положить на пол. 4-5 раз.

Упражнение «Веточка» [2].

Ип: Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох.

1. На выдохе – поднять руки над головой.

2. Ип.

Упражнение «Птица» [1].

Ип: Сесть в позу прямого угла, развести ноги, как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной («полочкой»).

1. Поднять руки вверх (взмахнуть).

2. Вернуться в и. п. Дыхание: Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й фазе.

Повторить 4-6 раз.

Результаты исследования. Спустя месяц проведения ежедневных занятий по физвоспитанию в старшей группе детского сада с применением таких современных методов работы, как фитнес-данс и игровой стретчинг, была дана оценка их влияния на:

- мотивацию детей к регулярным занятиям физкультурой;

- повышение их двигательной активности;

- их общее самочувствие и состояние здоровья.

Мотивация дошкольников к регулярным занятиям физкультурой оценивалась посредством опроса. Так, если до начала проведения занятий по физвоспитанию с применением технологий фитнес-данса и игрового стретчинга только 7 детей из 21 (33%) отвечали утвердительно на вопрос «Хочешь ли ты каждый день заниматься физкультурой?», то по истечении месяца проведения таких занятий уже 17 детей из 21 (81%) утвердительно ответили на указанный вопрос.

Что касается двигательной активности, то, по наблюдениям педагогов, дети после введения занятий по физвоспитанию с применением технологий фитнес-данса и игрового стретчинга стали более подвижными и активными на прогулке, охотнее стали принимать участие в спортивных играх.

Общее самочувствие и состояние здоровья после занятий фитнес-дансом и игровым стретчингом оценивали также посредством опроса родителей дошкольников. Так, по истечении месяца проведения занятий, 12 родителей из 21 отметили улучшения общего самочувствия и состояния здоровья детей.

Выводы. Игровые и танцевальные современные методы работы с дошкольниками в рамках физвоспитания имеют, на наш взгляд, огромный потенциал применения, а также их дальнейшего исследования и совершенствования, поскольку как игры, так и танцы непрерывно изменяются во времени, возникают новые танцевальные направления, новые игры с новыми персонажами и т. д. При этом педагогам в дошкольных учреждениях важно отслеживать тенденции таких изменений, чтобы в дальнейшем применять их в своей работе с детьми, чтобы идти в ногу со временем в разрезе указанных тенденций с целью привлечения внимания дошкольников к важности занятиями физической культурой, с целью увлечь их такими занятиями на регулярной, ежедневной основе.

В целом исследование показало, что современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, в частности фитнес-данс и игровой стретчинг благотворно влияют на повышение двигательной активности детей (по оценкам педагогов, на повышение их мотивации к занятиям физкультурой (по оценкам самих детей, а также на их самочувствие (по оценкам родителей).

Список литературы

1. Бояркин А. Д. Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников [Электронный ресурс] / А. Д. Бояркин. // Sciences of Europe. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-stretching-kak-metod-razvitiya-gibkosti-u-mladshih-shkolnikov ( дата обращения: 18.01.2023).

2. Зинченко Т. Н. Игровой стретчинг в детском саду [Электронный ресурс] / Т. Н. Зинченко. // Образовательная социальная сеть. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2020/08/30/igrovoy-stretching-v-detskom-sadu ( дата обращения: 18.01.2023).

3. Изаровская И. В. Фитнес-данс как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников и улучшения их психического состояния / И. В. Изаровская, Л. В. Смирнова, Е. Н. Сумак, О. Б. Изаровская. // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – №19. – С. 86-92.

4. Панасенко О. А. Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий [Электронный ресурс] / О. А. Панасенко, А. В. Кийкова, Е. В. Прус. // Инновационная наука. – 2016. – №5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-stretching-kak-odna-iz-effektivnyh-form-sovremennyh-fizkulturno-ozdorovitelnyh-tehnologiy/viewer ( дата обращения: 19.01.2023).

5. Сычева О. Н. Программа дополнительного образования дошкольников «Фитнес-данс» [Электронный ресурс] / О. Н. Сычева. // МБ ДОУ №92 г. Сочи. – Режим доступа: https://infourok.ru/fitnesdans-programma-dlya-doshkolnogo-vozrasta-753541.html ( дата обращения: 20.01.2023).

Публикации по теме:

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

НОД по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Мы ребята — бравые солдаты!»НОД по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Мы ребята — бравые солдаты!» Тема: «Мы, ребята -бравые солдаты!». Цели: Повысить интерес к физической культуре. Развивать творческое самовыражение. Обогащать двигательный.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа)Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Составила Патракова.

Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения дошкольников к художественной литературе Проект «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Библиотека изображений:

Публикация Современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Поддуева Яна Вадимовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Современные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 13:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД