Папки-передвижки

Совместная работа логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Ольга Салтанова
Совместная работа логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у дошкольников

По данным О. А. Степановой самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Основной целью логопедического воздействия при рассматриваемой нами акустико-фонематической дислалии, является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. В методических рекомендациях Т. Б. Филичевой, Чиркиной отмечается, что в процессе коррекционного обучения детей с дислалией в условиях детского сада решаются следующие задачи:

Публикация «Совместная работа логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

• сформировать у детей фонетическую систему языка, т. е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;

• развить у них полноценный фонематический слух и восприятие, т. е. с помощью специальных приемов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

• сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т. е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово — из слогов (синтез);

• на основе аналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми элементов грамоты.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления, взаимодействие с родителями ребенка.

Основное место в работе с родителями занимает содержание взаимодействия и общения взрослого с детьми, опирающееся на понимание родителем того, что его ребенок обладает неповторимой индивидуальностью, ценностью и способен к непрерывному развитию. Обращается внимание на условия, дающие родителям возможность коррегировать и развивать речь ребенка.

По мнению Т. Н Дороновой, Е. П. Арнаутовой, Е. С. Бабиной, Н. М. Метеновой - тесное сотрудничество позволит гарантировать устойчивое внимание родителей к трудностям детей и помощь в их преодолении для эффективного достижения ими необходимого уровня развития как основы успешного обучения в начальной школе

Анализ теоретической литературы позволил выявить противоречия между значительной распространённостью детей с проблемами речевого развития и недостаточной разработанностью методов сотрудничества логопеда и родителей детей с нарушениями речи.

Объект исследования - речевая деятельность, особенности взаимодействия логопеда и родителей по преодолению нарушений речи детей дошкольного возраста

Предмет исследования - методы сотрудничества семьи и логопеда по преодолению нарушений речи детей дошкольного возраста

Гипотеза исследования: сотрудничество будет эффективным, при своевременном включении родителей в коррекционно-образовательный процесс и реализации единства требований к воспитанию и обучению в дошкольном образовательном учреждении и в семье

Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке модели взаимодействия «логопед-ребенок-родитель» при коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Нами предполагается доказать значимость и качественную эффектив-ность использования в логопедической работе различных форм взаимодействия с каждой семье; а также раскрыть особенности организации семейного клуба оригами, как одной из форм сотрудничества логопеда с семьями воспитанников.

Семья - важнейший институт воспитания, социализации ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений о жизни. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.

Эффективность работы с родителями определяется даже не столько умелым отбором ее содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим в процессе постоянных контактов с логопедом. Проведение с ними дифференцированной, индивидуализированной работы, помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращению семьи в активного субъекта кор-рекционного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.

Проведенный нами констатирующий эксперемент был направлен на выявление речевого дефекта, на изучение состояния фонематических процессов, звукопроизношения. Проведение исследования опиралось на основные методологические принципы анализа речевой патологии, сформулированные Л. С. Выготским, Р. Е. Левиной, В. М. Лубовским:

- принцип выделения первичного звена в структуре дефекта;

- принцип системного анализа речевого нарушения;

- принцип связи речи с другими сторонами психического развития;

- принцип развития

Исследование проводилось в 2007 году на базе ДОУ №12 города Кушва Свердловской области. Экспериментальным исследованием было охвачено 10 семей.

Для исследования состояния речи использовалась традиционная методика, логопедического обследования Н. М. Трубниковой.

Результаты и анализ данного исследования:

При анализе анамнестических данных обследуемых детей было установлено, что у всех детей анамнез отягощен не значительно.

Выявлено нарушение звукопроизношения по основным группам звуков: свистящие, шипящие, соноры.

Характер нарушения звукопроизношения :

отсутствие звука -выявлено у 5 детей: звук Л отсутствует в речи у Вики, Кати, Олега, звук Р – у Павла, Лены

• замена, смешение – у всех обследуемых детей по свистящим, шипящим группам звуков и сонорам.

Проанализировав данные, полученные при обследовании фонематического слуха, можно сделать вывод, что у всех обследованных детей функции фонематического слуха сформированы недостаточно.

Основные методы изучения семьи, имеющей ребенка с речевыми нарушениями используемые в нашем исследовании:

- анкетирование;

- опрос.

Изучив проявления педагогической наблюдательности родителей и их знания о речевом развитии детей, определив характер внутрисемейных отношений, можно сделать вывод о том, что многие дошкольники растут в достаточно благоприятных социальных и психологических семейных условиях. Однако, имеющиеся во многих случаях недостатки общения со взрослыми, отсутствие речевой работы в семье и некорректные методы воспитания оказывают неблагоприятное влияние на личностные характеристики ребенка и, в первую очередь, на его речевое развитие.

Опираясь на методические рекомендации Т. Н. Дороновой, мы разработали модель взаимодействия логопеда с родителями при коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Основные этапы организации взаимодействия логопеда с родителями :

1. поиск (установление) контактов.

Выбор наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют логопеда в оценке воспитательных воз-можностей родителей - наблюдение, беседа с родителями, оценка языковой среды семьи ребенка.

2. обсуждение проблем развития и воспитания ребенка в семье

Знакомство родителей с доступными для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков, обогащения языковой среды и др.

3. установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка.

4. упрочение сотрудничества в достижении общей цели.

Уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации.

5. реализация индивидуального подхода, вырабатывание ряда согласованных мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.

6. совершенствование сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье. Создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в детском саду и семье.

Реализация технологии взаимодействия начиналась с выбора наиболее оптимальных, эффективных для логопеда и удобных для родителей и детей форм сотрудничества. В работе с родителями экспериментальной группы использовались как традиционные (родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, так и новые (нетрадиционные) формы взаимодействия (круглый стол, семейный клуб, родительский тренинг, анализ педагогических ситуаций, совместная деятельность и сотворчество ребенка и родителей, практикумы с обязательным участием детей).

Совместная деятельность и сотворчество – одна из новых эффективных форм работы с семьей.

Организация семейного клуба оригами- форма работы, которая помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком (причем бесплатным) для детей и родителей. Организация и проведение выставок — необходимый элемент работы нашего клуба.

Работа с экспериментальной группой была направлена на реализацию технологии взаимодействия с семьями воспитанников, с целью повышения эффективности логопедической работы, проводимой в дошкольном образовательном учреждении.

В контрольной группе алгоритм совместной работы с детьми определялся традиционной методикой.

На заключительном этапе работы проводится сравнительная логопедическая диагностика состояния звукопроизношения, фонематических процессов у детей на начало и конец курса обучения в экспериментальной и контрольной группах.

В результате систематической работы логопеда в детском саду и родителей (по рекомендациям логопеда) в домашних условиях к концу курса обучения дети экспериментальной группы овладели более дифференцированной артикуляцией звуков, произношение большинства звуков было исправлено до нормы. Речь стала более чёткой и внятной. Успех коррекции во многом зависел от личных качеств родителей ребёнка. Если они флегматичны, к состоянию речи свого ребенка, относятся безразлично или некритично, то трудно добиться хороших результатов. Но если родители терпеливы и упорны, то работа по коррекции речевых нарушений продвигается успешно и даёт хорошие результаты.

Результаты совместной деятельности и сотворчества:

Дети и родители заинтересованы в положительном результате работы

Совместные усилия способствуют сплоченности семьи, раскрепощению в общении с логопедом, воспитателем

Родители своими действиями побуждают ребенка к работе, движениям, оречетвлению своих действий, следовательно, к развитию его моторики и речи

Анализ проведенной работы доказал, сотрудничество - эффективный способ реализации коррекционно-развивающего обучения, оно повышает степень заинтересованности родителей в воспитании и развитии ребенка, логопеда – в достижении положительного результата в оптимальные сроки проведения коррекционной работы, ребенка – в активной речевой деятельности на занятиях и вне их.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Совместная работа педагогов, родителей и детейСовместная работа педагогов, родителей и детей Цель совместной деятельности с родителями - повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2023 в 05:42
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД