МААМ-картинки

Советы по организации вариативной самостоятельной работы детей в непосредственно образовательной деятельности

Нина Митрофанова
Советы по организации вариативной самостоятельной работы детей в непосредственно образовательной деятельности

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст — это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени в системе непрерывного образования.

Публикация «Советы по организации вариативной самостоятельной работы детей в непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах

ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности.

Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. При такой форме организации НОД как вариативная самостоятельная работа детей знания не передаются в готовом виде, а осваиваются дошкольниками в процессе собственной деятельности.

Таким образом, вариативная самостоятельная работа детей выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Организация вариативной самостоятельной работы детей в каждом возрасте имеет свои особенности. В младшем возрасте она должна занимать небольшой временной промежуток. На каждую первую и третью часть НОД отводится не более 5 минут. На первый групповой сбор детей собирают в игровой форме, например, подвижная игра «Поезд». Дети друг за другом продвигаются по групповой комнате, а «паровоз» - воспитатель ведет свой состав к месту группового сбора. Обычно это происходит на ковре в центре групповой комнаты. Дети, двигаясь по кругу, делают остановку и садятся на ковер. Воспитатель в игровой форме формулирует проблему, опираясь на полученный детьми социальный опыт. Проблема должна быть близка и понятна трехлеткам. Например, дети познакомились со сказкой «Три медведя». Мишутка расстроился, что вся его постель оказалась смята. Воспитатель предлагает изготовить новое постельное белье: простынку, наволочку и пододеяльник. Все дети выполняют один вид работы аппликацию из готовых форм, но разные варианты. Одни украшают простынку, другие наволочку, третьи – пододеяльник. После выполнения аппликации, дети опять на «поезде» собираются на групповой сбор. И там используя вопросно-ответную форму, воспитатель выясняет, что делали дети и для кого.

Рассмотрим еще один вариант проведения НОД. Дети одевали кукол на прогулку во время сюжетно-ролевой игры. Не нашли шапочек, шарфиков и рукавичек. Эта искусственно созданная ситуация послужила толчком для формулирования проблемы на групповом сборе. Дети предлагают разные версии решения проблемы, воспитатель советует нарисовать одежду (украсить готовые силуэты шапочек, шарфиков, рукавичек). Все дети, используя технику «примакивание», украшают силуэты одежды. Но за каждым столом свои формы: 1 «стол» - украшает шапочку, 2 «стол» - рукавички, 3 – шарфы. И главное – изотехника детьми освоена. На втором групповом сборе дети рассказывают о том, кому они оказали помощь и каким образом.

В младшем возрасте взрослый делает выбор варианта самостоятельной работы за детей. К примеру, «поезд» отцепляет вагончики у каждого «стола», или дети получают жетоны с изображением того, что они будут делать, или находят рабочее место по своей фотографии.

Во время проведения НОД в такой форме воспитателю обязательно помогает помощник воспитателя. Желательно, чтобы у каждого «стола» был взрослый помощник. Для этого за помощью можно обратиться к свободным в этот момент педагогам (психологу, руководителю изостудии, старшему воспитателю) или родителям.

В среднем возрасте детей делят вначале на две подгруппы, но у каждой из них задания разные, например, лепка и аппликация. С одним столом работает воспитатель, с другим – его помощник. Позже организуется третий «стол» для дошкольников, которые самостоятельно без поддержки взрослого могут справиться с заданием. На этом «столе» лежат фотографии детей. Оставшихся девочек и мальчиков делят на две подгруппы двумя способами: первый вариант – дети «вслепую» выбирают карточку – символ «стола», второй вариант – по желанию. Изредка детей делят по половому признаку – это зависит от решаемых задач.

Постепенно, по мере того, как у детей повышается уровень самостоятельности, дошкольники делятся на 3-4 малые подгруппы. Для самостоятельной работы даются задания, форма которых детям хорошо знакома, но наполненные новым содержанием. Выбор осуществляется тремя способами:

- выбор делает воспитатель, раскладывая на «столах» фотографии детей; в этом случае взрослый опирается на задачи развития ребенка, учитывая интересы последнего;

- выбор «вслепую»;

- самостоятельный выбор детей. Тогда количество дошкольников за каждым «столом» ограничивает карточка с числом участников. Если желающих оказывается больше, то воспитатель предлагает другой вид работы или добавляет еще рабочее место (обычно одно-два). Поэтому рабочих материалов должно быть больше, чем предполагаемое количество детей. Это рассчитано и на ребят, которые быстро добиваются поставленной цели и хотят выполнить еще одно задание. Также для дошкольников с высокой скоростью выполнения работ готовятся тематические рабочие листы, которые находятся в предметно-пространственной развивающей среде. Дети их местонахождения хорошо знают.

Что же дает такая форма проведения НОД? Вариативная самостоятельная работа помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Публикации по теме:

Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей»Опыт работы «Организация непосредственно-образовательной деятельности с участием родителей детей» Тресина Лариса Юрьевна, воспитатель Шишова Светлана Викторовна, воспитатель «Организация непосредственно - образовательной деятельности.

Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по самообразованию воспитателя для детей 2–3 лет Октябрь 1 неделя Тема: «шарики катятся по дорожке» Цель: ознакомить детей с предметами круглой формы и побуждать обводить форму по контуру.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Мы любим заниматься физкультурой» Педагогический замысел: воспитывать желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих Образовательные области: 1. Познавательное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мебель» для детей средней группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности «Мебель» для детей средней группы Педагогический замысел: Воспитывать уважение к труду людей и бережное отношение к рукотворному миру. Познавательное развитие: Совершенствовать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей с ОВЗ на тему «Мебель» Цель: закрепить знания детей о предметах мебели. Коррекционно-образовательные задачи: • Уточнить и расширить представление о мебели, ее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух» Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования, учить ритмом мазков дорисовывать изображение подсолнуха. Материал; мольберт, картинки.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР «Звуки [п], [п’], буква П» Тема: «Звуки [п], [п’], букв П» Направление: - Познавательно-речевое развитие - Социально-личностное развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР «В гостях у Осени» Тема:«В гостях у Осени» Цель: Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: - Развивать слуховую и зрительную память,.

«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Советы по организации вариативной самостоятельной работы детей в непосредственно образовательной деятельности
Опубликовано: 30 января 2022 в 14:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы по организации вариативной самостоятельной работы детей в непосредственно образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД