Получи документы

Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников

Марина Квачева
Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников

Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников.

«Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него,

наверняка станет талантлив и сам.

Данное высказывание относится как к детям,

так и к самому воспитателю»

В. М. Букатов.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Публикация «Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе, социоигровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.

Социоигровая педагогика Традиционная педагогика

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, уметь доводить дело до предполагаемого результата. Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены

требованием программ.

Воспитатель и воспитанник партнёры (субъект – субъективные отношения) Диктат воспитателя (субъект- объективные отношения)

Развитие самостоятельности Послушное повторение формулировки

Занятие – игра – жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда термин «социоигровая»). Занятие никак не располагает к свободному творчеству в

игре.

Игра присутствует в жизни ребёнка постоянно. Ребёнок в первую очередь получает новые знания в игре.

Равноправие детей и взрослых – основа социо-игрового подхода. Взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку. Взрослый всегда прав и ребёнок не должен с ним

спорить, отстаивать свою точку зрения.

Цель применения социоигровых технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере

взаимопонимания.

Задачи использования социоигровых технологий в развитии детей дошкольного возраста :

• Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;

• Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый;

• Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, снятие страха и зажима перед деятельностью;

• Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Социоигровая технология стоит на 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: Работа проводится малыми группами, их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте, в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.

Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации. Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности. Дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

2 правило: Смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды, которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы или актового зала: за столами, на полу, на стульчиках и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение.

4 правило: смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: Социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это способствует речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило: Ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток. Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он лучше мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Существует определённая последовательность введения игр социоигровой направленности (классификация) :

1. Игры для рабочего настроя.

2. Игры разминки.

3. Игры социо-игрового характера.

4. Игры творческого самоутверждения.

5. Игры вольные, требующие передвижения.

1. Игры для рабочего настроя.

Пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.

Игры с именами

Игры -Приветствия

1. «Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

2. Друг другу руки мы пожмем, свое имя пропоем»

3. У меня в руках волшебный мячик. К кому в руки он попадет, тот свое имя пропоет.

Комментарий: эта игра помогает детям:

- почувствовать себя частью большого коллектива;

- преодолеть неуверенность и нерешительность.

Чтобы наша работа была слаженной, я предлагаю поиграть в игру «Поиграем в оркестре». Выберите по музыкальному инструменту. Сейчас я буду делать хлопки или топать ногой. Когда хлопну, те, кто одет в брюки, играют на своих музыкальных инструментах. А когда топну, играют те, кто одет в юбки или платья. Комментарий: данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание.

2. Игры-разминки (разрядки). Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться. Задачи: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.

Предлагаю поиграть в татарскую игру «Зеркало» (ходим кругом)

Комментарий: эта игра помогает детям:

- развивать наблюдательность и коммуникативные способности;

- развивать творческое воображение;

- способствует рабочему настрою.

3. Игры социоигрового приобщения к делу.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Игра «В мире театра»

-Дети, вы любите сказки?

В каждой сказке есть герои-персонажи: добрые и злые, смешные и трусливые.

Назовите, пожалуйста, из какой сказки следующие строки:

«Несёт меня лиса за темные леса,

За высокие горы, за высокие реки.

Котик братик, спаси меня!»

- Из какой сказки эти слова?

Участники: Сказка «Кот, петух и лиса».

- Сейчас вы по очереди будете называть персонажей этой сказки и у нас получится три команды:

Участники (поочерёдно) Кот – петух – лиса.

Присаживайтесь, где Вам будет удобно.

Работа с посыльными.

Каждой команде раздаю карточки с изображениями эмоций: веселье – злость - страх.

Задание: каждая команда интонационно должна произнести фразу в соответствие со своей карточкой:

«Я - охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!

Как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь».

Следующее задание:

Под предложенную детям музыку придумать танец-импровизацию для кота, петушка и лисицы.

Каждая команда показывает свой танец и т. д.

Комментарий: эта игра помогает детям:

- творчески самоутверждаться;

- развивать творческое воображение;

- приобретать коммуникативные навыки: умение договариваться, делать одну работу сообща.

4. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.

5. Игры вольные (на воле).

Задача: физически активный и психологически эффективный отдых. Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой. В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны» и др. «Пирожок»

Плюсы социоигрового подхода :

- Отношения: «ребенок-сверстники»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга.

Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Фотоотчёт о музыкальной гостиной «День дошкольного работника!» в ДОУ для дошкольниковФотоотчёт о музыкальной гостиной «День дошкольного работника!» в ДОУ для дошкольников 27 сентября 2021 года в МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» города Пикалёво было проведено праздничное мероприятие под названием.

Использование технологии макетирования при организации ОД дошкольников по изучению краеведения в ДОУ. Часть 1Использование технологии макетирования при организации ОД дошкольников по изучению краеведения в ДОУ. Часть 1 Наряду с традиционными методиками для интеллектуального и познавательного развития детей в нашем дошкольном учреждении используются различные.

Использование технологии макетирования при организации ОД дошкольников по изучению краеведения в ДОУ. Часть 2Использование технологии макетирования при организации ОД дошкольников по изучению краеведения в ДОУ. Часть 2 “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:

Публикация Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Квачева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социоигровые технологии в организации музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 10:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД