МААМ-картинки

Социализация в группах раннего возраста

Юлия Федорченко
Социализация в группах раннего возраста

Социализация в группах раннего возраста.

Аннотация: авторы статьи конкретизируют понятия «социализация детей раннего возраста». Показывают взаимосвязь терминов «социализация» и «социокультурный опыт». Раскрывают значение и особенности педагогической поддержки как современной формы взаимодействия воспитателя с детьми.

Публикация «Социализация в группах раннего возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: социализация, адаптация, образовательная среда, самоопределение, дошкольное воспитание, ранний возраст, педагогическая поддержка, социокультурный опыт, социокультурная образовательная среда.

Формирование социальных навыков у детей раннего возраста – это «процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания, осваивают правила поведения и нормы общества» [2, с. 18]. Существенную роль в формировании социальных навыков играет семья. Вместе с тем, дети, поступившие в детский сад, испытывают интенсивное воздействие со стороны общественных взрослых, прежде всего воспитателей. Поэтому «в дошкольном образовательном учреждении формирование социальных навыков может происходить только в теплой атмосфере отношений между детьми при поддержке воспитателей, ответственных за усвоение культурных норм, образцов и социальных ролей» [1, с. 81].

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – это «один из самых ответственных периодов жизни, в который закладываются наиболее фундаментальные способности, которые определяют все дальнейшее развитие индивида» [3, с. 29]. Социальная ситуация развития в раннем возрасте стремительно расширяется: границы семьи раздвигаются, дети поступают в дошкольное образовательное учреждение. Ребенок постигает мир социальных отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. У него появляется сильное желание присоединиться к этой взрослой жизни, стать активным ее участником.

Первичная социализация начинается с первых дней жизни и продолжается до формирования зрелой личности. Ведущую роль в первичной социализации маленького ребенка играет семья, поскольку «базовые представления о жизни в обществе и первые «образцы» социально приемлемого поведения он получает от своих родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер или других близких родственников» [2, с. 20].

В настоящее время существуют разные подходы к организации оптимальных условий для социализации и самоопределения ребенка в образовательной среде, среди которых можно выделить следующие: «психолого-педагогическая поддержка» (М. С. Каган, С. В. Хомутцов и др., «социально-психологическое сопровождение» (А. Г. Асмолов, Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, В. Мухина, В. В. Рубцов, Ю. Слюсарев, «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина; Э. Верник, Х. Лийметс, Ю. Сыэрда); «со-бытие» (В. Слободчиков).

В нашем детском саду разработана система сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду, и у каждого участника, находящегося в этом педагогическом пространстве, есть свои цели и задачи. Большинство наших детей стали посещать детское учреждение в возрасте двух-трех лет. Тревогу и стресс испытывают все участники процесса адаптации – не только дети, но и родители и педагоги.

Важно было создать следующие условия для успешной социализации детей :

– эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего, комфорт в душе ребенка (создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха);

– положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости;

– развитие коммуникативной компетентности ребенка (способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции);

– развитие социальных навыков детей (социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться);

– обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

Таким образом, для детей раннего возраста комплексный подход к организации психолого-педагогических условий в адаптационный период просто жизненно необходим и является стартовым импульсом ранней социализации, развития личности и творческого потенциала каждого ребенка.

Список литературы

1. 1. Барыс И. С. Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. С. Барыс // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 81–84.

2. 2. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 2005. – №3. – С. 18–26.

3. 3. Костяк Г. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Г. В. Костяк. – М. : Академия, 2018. – 176 с.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Элементарное экспериментирование с водой в группах раннего возрастаЭлементарное экспериментирование с водой в группах раннего возраста В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Проведение элементарного экспериментирования.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация в группах раннего возраста
Опубликовано: 30 августа 2022 в 08:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация в группах раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Федорченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД