Папки-передвижки

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Мария Сафонова
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ[/i][/b]

Педагог-психолог Сафонова М. В.

Статья напечатана в сборнике

Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ» размещена в разделах

В нашем современном мире очень часто стало встречаться такое понятие, как ОВЗ, так, что же это за аббревиатура. Итак, будем разбираться в данном вопросе. ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии,как физические,так и психологические. Это могут быть дети-инвалиды, или другие дети, не признанные инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в психическом или физическом развитии, которые нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Следовательно, детям с ОВЗ просто необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

В настоящее время решается много задач связанных с коррекционно-развивающей помощью детям с ОВЗ. Подход к воспитанию и обучению детей данной категории немного иной, чем для нормально развивающихся сверстников, поэтому просто необходима разработка коррекционно-развивающих программ, потому, что они помогут педагогам, воспитателям и родителям развивать детей с ОВЗ разносторонне, так же программы, разработанные для данной категории детей и которые помогут им в социализации.

Дети с ОВЗ нуждаются в социальной реабилитации, основной целью которой является успешная социализация и интеграция в общество.

К основным категориям детей с ОВЗ относятся : дети с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи (логопаты, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, а так же дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (глухие или слепые с умственной отсталостью, слепоглухонемые).

В системе образования за последние годы произошли изменения, существенные и очень важные и всё это с той целью, чтобы обеспечить доступность образования различными категориями детей, в том числе с ОВЗ.

Основной целью любого образовательного учреждения является социализация детей ивоспитание, а также подготовка к учебной деятельности.

Как показывает практика, у тех детей с ОВЗ, которые раньше интегрируют в группу с нормально-развивающимися детьми, тем быстрее они усваивают нормы и правила общественного поведения.

Инклюзия в детских образовательных учреждениях – этопервый шаг, к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение образования.

Задача инклюзивного образования в ДОУ – выстроить систему, котораяудовлетворит потребности детей с ОВЗ.

Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой,а иногда и просто элементарного образования.

Задачей психолога в социализации детей с ОВЗ является вовлечение их в детский коллектив. В дошкольном возрасте необходимо сформировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, перед психологом и педагогами стоит задача обучить ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Данная задача может быть решена при тесномвзаимодействии всех участников образовательного процесса : педагогов, специалистов и родителей, для детей с ОВЗ создать условия благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей иособенностей. В работе с такими детьми очень важен правильный подбор приёмов и методов,адаптация, ранняя диагностика и наблюдение за ребенком с ОВЗ, подбор индивидуальных планов развития.

В работе педагога-психолога ключевыми направлениями работы с детьми с ОВЗ являются диагностическая, развивающая и коррекционная работа, а так же консультативная и профилактическая работа с родителями и педагогами.

В качестве источников информации и диагностического инструментария можно использовать такие научно-практические разработки: Е. А. Стребелевой, С. Д. Забрамной и др.

Педагог-психолог должен в обязательном порядке выполнять задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, личностных характеристик ребёнка.

В соответствии с особенностями развития ребёнка с ОВЗ педагог-психолог обязательно должен определить направления и средства коррекционно-развивающей работы, её продолжительность и периодичность цикла занятий. Так же очень важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Есть много разнообразных методических рекомендаций для родителей тех детей, у которых стоит диагноз ОВЗ: «Как вести себя с маленьким упрямцем», «Родителям ребёнка с особыми потребностями», «Если в семье ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «Во что играть с особым ребёнком и как найти подход», «Взаимодействие семьи и ДОО», «Наш особый ребёнок», «Общаться – это просто» и др.

Самым важным условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность специалиста, педагога: такт, деликатность, оказание помощи ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и др.

В ДОУ педагогом-психологом должны проводиться совместные консультации с педагогами и родителями, на которых обсуждается работа и результаты коррекционной работы. Так же анализируются факторы динамики развития ребёнка, обязательно учитываются все рекомендации по преодолению возможных проблем в работе с детьми с ОВЗ.

Одной из главных целей в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка программы и инструментария сопровождения таких детей, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию.

Я считаю, что для того, чтобы было успешно инклюзивное образование в ДОУ, требуется больше просвещать воспитателей о том, как вести себя с такими детьми, что делать в моменты агрессии, приступов истерик и др. Так как в практической деятельности замечаю, что не всегда воспитатели знают, как предотвратить истерику ребёнка с ОВЗ и как себя вести в моменты агрессии.

Мы с вами в ответе за наших детей и должны прилагать максимум усилий, чтобы дети с ОВЗ могли социализироваться, найти себя, не ощущать себя изгоями в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5. Основ дефектологии / Под ред. Т. А. Власоой. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с. – (Акад. пед. наук СССР).

2. Журнал. Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №3. – с. 130-136

3. Избранное. Лучков В. В. и Певзнер М. С. Значение теории Л. С. Вготского для психологии и дефектологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981 №4 – с. 60-70.

4. Инклюзивное образование : теория и практика [Текст] : сборник материалов международной научно-практической конференции /отв. ред. О. Ю. Бухаренкова, И. А. Телина, Т. В. Тимохина. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2016. – 955 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Левчено, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольска и др. : Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.

6. Пугачёв А. С. Инклюзивное образование // Молодой учёный. – 2012. - №10. – с. 374-377.

7. https://pandia.ru/text/85/479/90086.php

8. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов / Под науч. Ред. М. М. Семаго – М. : ТЦ Сфера, 2012 – 128 с.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:

Публикация Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Сафонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 14:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД