МААМ-картинки

Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»

Эльвира Аршанова
Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»

РОЛЬ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аршанова Эльвира Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «Хохорский детский сад»

с. Хохорск, Иркутская область

Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важных задач, поставленных обществом перед современным образованием.

Публикация «Опыт работы „Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте предполагает становление определенной системы ценностных представлений. Ценностные представления ребенка являются главным фактором и условием социального развития, успешности образования в целом. Ребенок овладевает опытом регуляции своего социального поведения и взаимоотношений с людьми в соответствии с принятыми в обществе ценностями, которые в структуре личности ребенка при соответствующей педагогической поддержке переходят в ценностные представления.

В настоящее время актуальным является внедрение в работу сказкотерапии.

В связи с этим, в своей работе по воспитанию ценностных ориентаций

у детей старшего дошкольного возраста в качестве ведущего средства я

использую сказочные произведения.

Этапы работы со сказкой :

1) предварительное знакомство с текстом: разъяснение особенностей

языка сказки, незнакомых детям слов, слушание сказки;

2) знакомство с содержанием сказки : чтение, прослушивание

аудиозаписи, просмотр слайд-фильмов, прослушивание музыки

русских композиторов, рассматривание иллюстраций, репродукций,

предметов, которые описывались в сказке;

3) обсуждение мотивов поведения героев в различных ситуациях, их

отношения к себе, другим, миру;

4) актуализация чувств детей (какие чувства и эмоции возникли по

ходу слушания сказки и почему, с чем связаны);

5) беседа по содержанию сказки о поступках и характерах героев,

времени и месте событий;

6) обсуждение атрибутики сказки : одежда, предметы быта, изба и пр. ;

7) проигрывание сказки по ролям : от лица сказочника и сказочных

героев;

8) драматизация сказки с использованием игрушек, пальчикового

театра, картинок, народных игрушек и пр. ;

9) пересказ текста сказки;

10) самостоятельное рассказывание начала сказки; продолжение

сказки, начатой другим ребенком; придумывание своих эпизодов или

окончания произведения;

11) рисование, лепка, аппликация, изготовление героев сказки из

природного материала.

Подбирая сказочное произведение, ориентируюсь на то, что оно

доступно пониманию старших дошкольников, что в этом возрасте уже можно

сделать выводы, т. е. извлечь нравственный урок.

Также в ходе работы со сказками использую пословицы : дети

находили в сказках аналогии ценностных ориентаций, которые отражены в

пословицах. Это способствовало большему пониманию и закреплению у

дошкольников формируемых ценностных ориентаций. Например:

«Крылатый, мохнатый да масляный»«Там, где дружат, живут – не тужат»;

«Заюшкина избушка»«На чужой каравай рот не разевай»; «Лиса и

журавль» – «Как аукнется – таки откликнется» и др.

Проигрывая сказки, дошкольники осознают такие значимые ценности,

как: доброта, трудолюбие, отзывчивость, честность; учатся понимать поведение героев и изменять свое, выражать эмоции, действовать

сообща.

Рассуждения с детьми о поступках героев сказок дают им возможность

проанализировать и спрогнозировать свои собственные поступки, слова и

помыслы, направив их в нужное русло.

План работы по развитию ценностных ориентаций у детей

старшего дошкольного возраста посредством сказки

Месяц Сказка Формируемые ценностные ориентации

Сентябрь «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Взаимопомощь, отзывчивость, трудолюбие

«Серая шейка»

Взаимопомощь, отзывчивость, доброта

«Хаврошечка» Трудолюбие, взаимопомощь

Октябрь «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка»

Отзывчивость, доброта,

послушание.

«Заяц-хваста»

Сопереживание, отзывчивость

«Цветик-семицветик» Дружба, отзывчивость,

взаимопомощь, доброта,

сопереживание.

Ноябрь «Финист – ясный сокол»

Трудолюбие, честность,

отзывчивость, доброта,

послушание

«Лиса и журавль»

Отзывчивость, доброта,

сопереживание.

«Заюшкина избушка» Отзывчивость, доброта,

взаимопомощь,

сопереживание.

Конспект ООД по сказке «Лиса и журавль»

Цель: создание условий для проявления детьми отзывчивости,

сопереживания и доброты.

Задачи:

обучающие:

формировать представления о доброте, отзывчивости,

сопереживании;

– способствовать формированию умения осознавать характеры и

поступки героев сказки сравнивать их со своими действиями;

– учить детей составлять небольшие описательные рассказы и

использовать в речи диалоги;

– учить инсценировать произведение;

развивающие:

– развивать умение использовать в речи эпитеты, характеризующие

героев;

– развивать образное и логическое мышление, память;

воспитательные:

– воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.

Материалы и оборудование: мольберт, фланелеграф, аудиозапись

сказки «Лиса и журавль» и иллюстрации к ней, маски лисы и журавля, посуда, стол, скатерть,музыкальный центр, аудиозапись голосов птиц и животных.

Предварительная работа :

– чтение, пересказ и составление рассказов по русским народным

сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хваста»;

– разбор пословицы «Как аукнется, так и откликнется»;

– проведение дидактических игр «История в картинках», «Что сначала,

что потом», «Сложи и расскажи», «Опиши героев»;

– игра-драматизация по сказке «Лиса и журавль»;

– игра «Из какой сказки предметы.

Ход ООД:

1. Вводная часть.

Воспитатель:

- Вы, ребята,проходите, друг на друга посмотрите.

Поздоровайтесь ладошками. Улыбнитесь все немножко. (Дети выполняют соответствующие тексту действия)

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски, а зовется чудо - …

Дети: сказки!

Воспитатель: - правильно, мы отправимся в сказку. А как мы туда попадем? (выслушать ответы детей). Конечно же,на ковре - самолете.

Дети садятся на ковер, закрывают глаза. Звучит музыка.

- ребята, оглянитесь вокруг. Смотрите, появился волшебный сундучок.

Внутри что то есть. Достаю рисунок – модель. Дети угадывают героев сказки.

- Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке. Рассаживайтесь удобно, спинка прямая и слушайте внимательно

Прослушивание аудиозаписи сказки «Лиса и журавль».

Воспитатель: К кому в гости ходил журавль? (Ответы детей.)

Воспитатель: Чем потчевала кума-лиса журавля? (Ответы детей.)

Воспитатель: Почему журавль не смог ничего съесть? (Ответы детей.)

Воспитатель: Для чего нужно журавлю такие клюв и шея? (Ответы

детей.)

Воспитатель: Чем угощал куманек-журавль лису? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте расскажем с вами эту сказку, но необычным

способом: представим героев с помощью геометрических фигур: треугольник

– журавль, овал – лиса, круг – тарелка, прямоугольник – кувшин.

Воспитатель рисует фигуры на мольберте.

Один ребенок рассказывает, остальные слушают и в случае

необходимости помогают.

Физкультминутка

У лисицы острый нос (показать «острый нос»)

У нее пушистый хвост (показать руками)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты (погладить воображаемый хвост, бока и грудь)

Лиса плавно похаживает

Шубу пышную поглаживает (соответствующие движения)

Игра «Что журавль делал, когда готовился к встрече с лисой не

скажем, а покажем».

Дети по очереди показывают с помощью жестов и пантомимы, что

делал журавль, а остальные – угадывают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы хорошо

или плохо делали герои?

Игра «Хорошо – плохо».

Лиса угощала журавля из мелкой тарелки.

Лиса думала только о себе.

Журавль пригласил лису к себе в гости.

Журавль угощал лису из кувшина.

Помогать друг другу и хорошо относиться к товарищу.

Отвечать злом на зло.

Воспитатель: Итак, оба героя поступили плохо по отношению друг к

другу. Так делать нельзя.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам разыграть сказку.

3. Драматизация сказки.

Выбор героев и обыгрывание сюжета сказки.

4. Рефлексия.

Воспитатель: Как называется сегодняшняя сказка? (Ответы детей.)

Воспитатель: Хотите ли вы встретиться с таким другом, как в этой

сказке? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вы бы хотели, чтобы с вами так поступили? (Ответы

детей.)

Воспитатель: Чему научила нас сказка? (Ответы детей.)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1)сказка является эффективным средством формирования ценностных

ориентаций дошкольников;

2) яркие эпитеты, текстовые повторы, меткиесравнения позволяют глубже познакомиться с миром русской культуры, систорией своего народа;

3) сказка создает фундамент для формирования духовно- нравственной сферы личности дошкольника, определяя ее социальную значимость, целостность, уникальность и неповторимость.

Список литературы:

1. Акимова Т. М. Русское народное поэтическое творчество. – М. : «Высшая школа», 1999. – 290 с.

2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2008.

3. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» - М. : ТЦ Сфера, 2021. – 288с.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Круглый стол для родителей «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Круглый стол для родителей «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста» 10 и 12 октября 2023г., в рамках Краевого семейного финансового фестиваля, в нашем детском саду прошел круглый стол с родителями воспитанников.

Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка»Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Эльвира Аршанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 15:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД