МААМ-картинки

Активизация звуков с помощью игровых приёмов

Астафьева Татьяна
Активизация звуков с помощью игровых приёмов

Активизация звуков с помощью игровых приёмов

Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, нового, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!».

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Она помогает раскрепоститься, почувствовать себя личностью, самостоятельно выполнить цель, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект.

Публикация «Активизация звуков с помощью игровых приёмов» размещена в разделах

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Речевой дефект приводит к изменениям в психической сфере, а именно проявление таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивное состояние, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость. Нередко встречается расстройство внимания и целенаправленного восприятия. Что затрудняет целостность коррекционного процесса. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенность перехода от легкого к трудному, сознательного усвоения материала, учета возрастных особенностей.

Большую помощь логопеду, в преодолении этих трудностей, окажут игры и игровые приемы, направленные на активизацию звукопроизношения. При подборе, игр необходимо учитывать, на каком этапе ведется работа над звукопроизношением. Логопеду необходимо тщательно отбирать игры по их содержанию, речевому материалу, уметь правильно ими руководить.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук в слогах, словах не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного итого же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятию, и тем более, к самоконтролю поставленного звука. Чтобы повысить интерес детей, и сформировать самоконтроль, нужно подбирать разнообразные творческие задания, направленные на правильное произношение поставленных звуков. Ребенок будет правильно произносить поставленный звук только тогда, когда контроль будет со стороны логопеда, воспитателей и родителей.

Необходимо грамотно распределять игры направленные на активизацию звуков во всех режимных моментах. Кроме того, игры могут быть использованы на различных занятиях.

Игровые приемы и методы позволят решить сразу несколько задач:

- побудить в ребенке желание самостоятельно активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- расширять диапазон игровых умений и навыков;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их, подчинятся правилам игры;

- увеличивать обьём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

КОРРЕКЦИЯ

Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на миниподгруппы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой – группы в целом. Логопедическая коррекция осуществляется через: а) индивидуальные, и б) подгрупповые занятия.

При коррекции речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную функциональную многоуровневую систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и развитии речевого процесса. Индивидуальная коррекция проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе.

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

Подготовительный этап, цель которого:

создание установки на коррекционную работу,

повышение чувства уверенности,

повышение учебной мотивации,

развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

формирование фонематических процессов,

формирование самоконтроля;

Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:

постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;

работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,

формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,

развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.

привитие навыков коммуникативного общения,

взаимодействия друг с другом.

параллельно с коррекцией речи происходит и коррекция личности.

Организация логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, осуществляется по следующим направлениям:

Взаимосвязь работы по коррекции с развитием познавательных процессов;

Работа по коррекции речи проводится в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя, музыкального руководителя;

Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на

любом этапе проводится над речевой системой в целом: фонетико-фонематической, лексической и грамматической;

Использование наглядности, компьютерных технологий с целью

активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям;

Включение в каждое занятие игровых упражнения с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей;

Максимальное использование при коррекции дефектов речи у детей различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).

Например, организуя коррекционную логопедическую деятельность по формированию звукопроизношения, развитию фонематических представлений – фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, расширению и обогащению активного словаря, формированию связной речи, логопед подбирает упражнения на развитие познавательных процессов – ассоциативного и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, сукцессивных способностей. Например, при коррекции чтения применяются упражнения для расширения поля зрения – числовые и буквенные пирамиды, различные таблицы с буквами, «Путаница»; игры на распределение внимания – «Найди спрятанное слово», «Волшебный коврик», складывание разрезных картинок, пазлов. На развитие пространственных координаций – проводятся игры типа «Кулак-ребро-ладонь»; на развитие фонематических процессов – отстукивание ритмов «Телеграфист», «Составь слово (по первым звукам, слогам)». Для развития мелкой моторики рук используются игры с пальчиками, графические диктанты, штриховки.

Логопед подбирает игры для развития мышления, требующие вербализации – на выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать, классифицировать (по изучаемым и изученным лексическим темам, установление логических связей, составление предложений, рассказов по серии сюжетных картинок, опорным словам и т. д.

Консультативная работа включает в себя:

работу с педагогами. Логопед оказывает помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;

работу с родителями (или их законными представителями) – сообщает об успехах и проблемах детей на логопедических занятиях.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.

Коррекционные занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении занятий. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включения всех анализаторных систем. Схему построения занятий сделать отличающейся от общепринятой следующим:

а) в орг. момент занятий включить релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастику;

б) в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные, физические упражнения;

в) на каждом занятии вести работу над усвоением лексико-грамматического строя речи;

г) физ. паузы и физ. минутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;

д) даются задания на словотворчество детей;

е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Последовательность ознакомления со звуками предлагается в соответствии с программой. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют:

развитию всех компонентов речи;

формированию навыка звукослогового анализа и синтеза;

развитию познавательных процессов;

развитию творческих способностей детей;

воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.

Главное, о чем необходимо помнить, – занятие от начала до конца должно быть добрым!

Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Активизация звуков с помощью игровых приёмов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Астафьева Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Активизация звуков с помощью игровых приёмов
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 12:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД