Получи документы

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) (10 фото)

Елена Пышнограева
Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)

В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются всевозможные материалы. На своих занятиях я использую бельевые пластиковые разноцветные прищепки. С помощью картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных можно систематично проводить работу с детьми старшего дошкольного возраста по активизации лексического строя речи, одновременно развивая память, внимание, воображение, мелкую моторику рук и автоматизацию поставленных звуков. Детям такая игра нравится настолько сильно, что они готовы играть в нее на каждом занятии. Задания можно усложнять: прикреплять прищепки к заготовкам пальцами (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем) сначала одной руки, потом другой.

Публикация «Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)» размещена в разделах

Активизация слов-действий прошедшего времени мужского рода;

автоматизация правильного произношения звука [л] в конце слова

Игра «Солнышко»

Оборудование: желтый круг - солнышко; желтые прищепки-лучики.

Инструкция: «Назови одним словом, что делал лучик, и прикрепи прищепку к кругу».

Играть можно одному и парами.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)

Активизация слов-действий настоящего времени второго лица

единственного числа; автоматизация правильного произношения звука

[ш] в конце слова

Игра «Тучка»

Оборудование: заготовка тучки; синие прищепки - капельки дождя.

Инструкция: «Тучка плывет по небу, а что делаешь ты? Отвечай на вопрос со словом ты: ты идешь, ты поешь и прикрепляй прищепки к тучке». Играть можно одному и парами.

Фото №1 В логопедической практике для привлечения внимания детей повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются всевозможные материалы

Активизация словаря признаков

Игра «Описание»

Оборудование: заготовка цветка; прищепки - лепестки или заготовка лица человека и прищепки - борода.

Инструкция: «Назови одним словом, какой это цветок, и прикрепи вместо лепестков прищепки. Кто быстрее?» Игра парами.

Фото №2 На своих занятиях я использую бельевые пластиковые разноцветные прищепки Фото №3 Речевое развитие детей развивая память внимание воображение мелкую моторику рук и автоматизацию поставленных звуков

Отработка слов со схожим значением

Игра «Ежик»

Оборудование: две заготовки ежика, коричневые или черные прищепки – колючки.

Инструкция: «Наши ежики очень похожи. Подбери описание и прикрепи прищепки вместо колючек». Игра парами.

Фото №4 Детям такая игра нравится настолько сильно что они готовы играть в нее на каждом занятии

Активизация слов с противоположным значением

Игра «Деревья»

Оборудование: заготовка дерева; прищепки цвета листьев деревьев: зеленые, красные, коричневые, желтые.

Инструкция: «Закончи предложение одним словом и прикрепи прищепки к дереву – получатся листочки».

Фото №5 Задания можно усложнять прикреплять прищепки к заготовкам пальцами большим и указательным большим и средним большим и безымянным большим и мизинцем сначала одной руки потом другой

У березы ствол светлый, а у клена…

Сосна высокая, а рябина…

У дуба ствол толстый, а у осины…

У сосны иголки длинные, а у ели…

У клена листья большие, а у липы…

Зимой тополь голый, а ель…

Игра «Скажи наоборот»

Оборудование: заготовка тучки, солнышка, синие прищепки – капельки дождя; желтые – лучики солнышка.

Инструкция для первого ребенка: «Возьми солнышко и расскажи, что происходит летом, прикрепляя прищепки».

Инструкция для второго ребенка: «Возьми тучку и расскажи, что происходит зимой».

Дети отвечают одним словом по очереди.

Летом солнышко как светит? (Ярко)

А зимой? (Тускло)

Если на небе нет ни облачка, погода какая? (Ясная)

А если на небе собрались тучи, погода какая? (Пасмурная, ненастная)

В какой одежде ходят люди летом? (в легкой)

А зимой? (в теплой)

Игра «Человечек»

Оборудование: заготовки картонных лиц, желтые или белые прищепки – волосы.

Инструкция: «Закончи предложение, скажи: какой человечек? Отвечай одним словом и прикрепляй прищепку вместо волос»

Если человек голоден, он какой? (Голодный)

А наоборот? (Сытый)

Если человек устал, он какой? (Уставший)

А наоборот? (Отдохнувший)

Отработка умения называть признаки времен года

Игра «Времена года»

Оборудование: для каждого времени года по две заготовки тучек, снежинок, цветов и солнышек, синие прищепки – капельки; белые – иглы снежинок, оранжевые – лепестки, желтые – лучики.

Инструкция: «Вспомни, что происходит осенью. Она какая? Прикрепи к тучке прищепки и отвечай одним словом. Кто быстрее?» Игра парами.

Активизация лексики в пределах одной лексической группы

Игра «Одежда»

Оборудование: заготовка шарфа, прищепки – бахрома.

Инструкция: «Вспомни и назови разные виды одежды и прикрепи прищепки туда, где должна быть бахрома шарфа».

Фото №6 Публикация Активизация лексического строя речи у детей из опыта работы размещена в разделах Опыт работы практика Развитие речи

Аналогично отрабатывается лексический материал по темам «Цветы», «Деревья».

Играть можно одному и парами.

Активизация лексики по теме «Пальцы рук»

Игра «Поймай палец»

Оборудование: заготовки кистей рук, одна прищепка – палец.

Инструкция: «Поймай палец прищепкой прикрепи ее на место нужного пальца. Играй с одной прищепкой».

Играть можно одному и парами.

Фото №7 Инструкция Назови одним словом что делал лучик и прикрепи прищепку к кругу

Отработка умения называть притяжательные прилагательные;

словообразовательная работа

Оборудование: заготовка зайца, белые прищепки – уши, заготовка петуха, разноцветные прищепки – хвост.

Инструкция: «прикрепляй зайцу вместо ушей прищепки и отвечай на вопросы одним словом. Первая прищепка крепится на картонного зайца, последующая – на предыдущую». Игра парами.

У зайца уши чьи? (Заячьи) У лисы? У волка?

Фото №8 Играть можно одному и парами Фото №9 Инструкция Тучка плывет по небу а что делаешь ты Отвечай на вопрос со словом ты ты идешь ты поешь и прикрепляй прищепки к тучке

Следует заметить, что при использовании прищепки для отработки фонематического строя речи необходимо сразу разграничить их цвет: красный – гласные, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие звуки.

Применение перечисленных игр повышает эффективность коррекционной работы, приводит к неиссякаемому желанию добиваться положительных результатов как у детей, так и у взрослых.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями. Одной из задач является информирование родителей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 22:16
+119Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД