МААМ-картинки

Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Елена Жигулина
Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время актуальной является проблема развития речи детей. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих речевые нарушения.

В этой связи возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применении инновационных технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Одним из методов, активно разрабатываемых в последнее время и применяемых в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими различные нарушения речи, является сказка. Этот метод является наиболее универсальным методом воздействия.

Публикация «Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Как известно, сказка для любого ребенка является маленькой жизнью полной ярких красок и приключений. В процессе восприятия сказки ребенок осваивает реальность через переживания героев.

Сказкотерапия —интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Сказкотерапия оказывает положительное влияние не только на развитие личности ребенка, но и на его речевое развитие.

Следует отметить, что сказкотерапия относится к числу здоровьесберегающих технологий, которые не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекционной работы, а также способствует улучшению состояния всего организма.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи :

- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;

- развитие фонематического восприятия;

- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

- расширение и активизация словаря;

- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно - развивающие задачи:

- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Воспитательные задачи:

- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Широко используются в логопедической работе логосказки.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок :

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Артикуляционные сказки.

Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания. В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы. В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Фонетические сказки.

Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие.

Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Лексико – грамматические сказки.

Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке : «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

Сказки для обучения грамоте.

Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетов, придумыванию сказок, сказочных историй.

В системе логопедических занятий сказка обеспечивает :

- формирование коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- формирование просодической стороны речи;

- формирование диалогической и монологической речи;

- приобщение ребенка к корням народной культуры.

Целесообразным считается выделить элементы сказкотерапии, используемые в логопедической работе:

-превращение занятия в сказочный сюжет;

-привлечение к занятию сказочного героя;

-употребление фрагментов из сказок;

-придумывание сказок.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит :

• Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу).

Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка : «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"

• Основную часть, где логопед рассказывает детям новую сказку, использует

разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки). Логопед обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

• Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Логопед подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня.

• Ритуал «выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

В процессе работы над сказками происходит обогащение словарного запаса, автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребенок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы, анализировать текст, что в свою очередь способствует развитию связной речи.

Основное правило сказкотерапии - это использовать простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Гуси – лебеди» и т. д. сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.

Следовательно, сказкотерапия – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями, поскольку не всякий вид деятельности может обеспечить такое комплексное воздействие на речевую сферу ребенка.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:

Публикация Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Жигулина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сказкотерапия в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 2 октября 2021 в 16:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД