МААМ-картинки

Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям

Наталья Романова
Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям

В наше время дети нередко имеют заниженную самооценку, коммуникативные нарушения, тревожность, особенно это относится к детям группы с ОВЗ. Проблемы, возникающие по причине ОВЗ, не могут ни сказываться на поведении детей и их самочувствии. Низкий уровень развития, порой невозможность выразить словами свои мысли, приводят к расстройствам эмоционально – волевой сферы, личностной, коммуникативной и дезадаптации.

Публикация «Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям» размещена в разделах

Одним из методов коррекции психологических проблем, является метод сказкотерапии, который уже анализировался во многих источниках еще в прошлом веке. Заключается он в раскрытии личности ребенка с помощью сказки.

Сказкотерапия, самый древний и в то же время самый детский метод в психологии. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им сказки, преподнося ребенку жизненный опыт в завуалированной форме. Подтверждением тому служит народная мудрость: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Сказки помогают малышам избавиться от тревожности, неуверенности в себе.

Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка, использование сказочных метафор, системный подход и краткосрочность.

Использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние ребенка представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Сказкотерапия, как метод психологической помощи детям, была применена и нами в детском саду.

Работа состоит из трех этапов.

1 этап – первичная диагностика уровня тревожности ребенка, используя такие методики, как: «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

«Анкета по выявлению тревожного ребенка» (опрос родителей - по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко, графическая методика «Пиктографический тест», для определения уровня адаптации детей в ДОУ.

2 этап – психокоррекционная работа. Практические задания, творческая деятельность, моделирование ситуаций, беседы и т. д.

3 этап – итоговая диагностика уровня тревожности детей. Ожидаемыми результатами работы являются: снижение уровня тревожных проявлений у дошкольников.

Перечисленные методики были использованы при проведении данного исследования. Анализ первичного обследования позволил выделить общие психологические особенности детей экспериментальной подгруппы: тревожность, застенчивость, некоммуникабельность. На основе методик были выделены три уровня состояния тревожности.

Высокий уровень – когда у ребенка преобладают: неустойчивое настроение, вспыльчивость, агрессия, обида, низкий уровень соцадаптации, низкая самооценка, неуверенность в себе, неадекватное восприятие эмоций других людей.

Средний уровень – когда у ребенка преобладают: нормальное настроение, связанное с преодолением страхов, адекватная самооценка, правильное восприятие эмоций других людей, нормальный уровень соцадаптации.

Низкий уровень – когда ребенок уверен в себе и своих силах, адекватно реагирует на происходящее, легко адаптируется, способен правильно воспринимать эмоции других, правильно на них реагирует, эмоционально устойчив.

Тревожность у детей с ОВЗ характеризуется такими особенностями как:

- заниженная самооценка;

- неуверенность в себе;

- коммуникативные нарушения;

- преобладание отрицательных эмоций;

- дезадаптация др.

Для систематизации работы по сказкотерапии, был разработан тематический план. В рамках его реализации, использование метода сказкотерапии, позволяет работать с детьми, испытывающими психологические трудности. Сказка позволяет создать психологическое развитие ребенка целенаправленным и контролируемым.

План состоит из четырех блоков:

- выявление проблем у дошкольников;

- формирование психоэмоциональной устойчивости;

- отслеживание динамики формирования позитивных качеств, в процессе работы;

- работа с родителями.

Рассчитан на 15 занятий. Занятия продолжительностью в 20 - 25 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня. В исследовании участвовала группа детей старшего дошкольного возраста в составе 6 человек, из них 5 мальчиков и 1 девочка.

На практике нами использовались несколько вариантов работы со сказкой.

Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.

На начальном этапе эксперимента у детей экспериментальной подгруппы преобладал высокий уровень тревожности (80 – 100%)

В результате коррекционно – развивающей работы посредством сказкотерапии выявлена положительная динамика. У детей снизился уровень тревожности и неуверенности, возрос интерес общения со сверстниками, повысилась самооценка и адаптация в социальной среде.

Доминирующим уровнем после формирующего эксперимента стал средний, у 50% детей, высокий у 25% детей. Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии в работе с тревожными детьми.

У детей появилась способность гармонизировать свои чувства, улучшились контакты с другими детьми и взрослыми, они стали более открытыми.

Основная гипотеза исследования о том, что метод сказкотерапии является одним из оптимальных методов при работе с детьми, имеющими психологические трудности, тревожность, неуверенность, подтвердилась.

Разработанный в ходе исследования план мероприятий посредствам сказкотерапии, позволит психологам ненавязчиво и с интересом для воспитанников заниматься коррекционной работой, а так же дать советы родителям.

По итогам проведенного исследования можно дать следующие рекомендации:

- в комплексе с другими методиками, сказкотерапию можно применять как при проведении диагностики, так и коррекции психологических трудностей;

- при применении сказкотерапии, необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников;

- чем раньше начать коррекционную работу средствами сказкотерапии, тем эффективнее она будет;

- проводить работу по сказкотерапии, рекомендуется совместно с педагогами, родителями и музыкальными руководителями.

Нельзя не отметить и то, что духовное начало, без которого невозможно формировать будущую личность, её воспитание, начинается с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День правовой помощи детям»Фотоотчет «День правовой помощи детям» В нашем детском саду проходят мероприятия в рамках Дня правовой помощи детям. Цель: формирование у детей основ социально-правого сознания.

Фотоотчет о проведении Всероссийского дня правовой помощи детямФотоотчет о проведении Всероссийского дня правовой помощи детям В течении недели в нашем детском саду прошли мероприятия, посвященные Всероссийскому Дню правовой помощи детям. Основной целью проведения.

Коллективное музицирование как один из методов приобщения детей к музыке в ДОУ Коллективное музицирование, как один из методов приобщения детей к музыке в детском саду. Не открою секрета, если скажу, что музыкальные.

Консультация для педагогов ДОУ «Каплетерапия как один из методов при работе с дошкольниками» Каплетерапия-один из методов арт-терапии, рисование каплями. Основные функции каплетерапии : воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая,.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия, как один из видов здоровьесберегающей технологии» Консультация для педагогов «Сказкотерапия, как один из видов здоровьесберегающей технологии». Провела воспитатель: Чусовитина Е. Р. Сказкотерапия.

Консультация для родителей и воспитателей «Основные приемы оказания первой медицинской помощи ребенку при травмах и ушибах» Любознательности ребенка нет границ. Он вступил в незнакомый мир и поэтому ему все надо оглядеть, ощупать, понюхать и попробовать на вкус.

Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.

Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения. Содержание проблем детско-родительских.

Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Российский психолог Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук,.

Семинар на тему «Куклотерапия — метод психологической помощи детям» Куклотерапия- метод психологической помощи детям2 слайд: Куклотерапия – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия — один из методов оказания психологической помощи детям
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 21:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД