Лучший педагог года

Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям

Александра Бережная
Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка. Российский психолог Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук, специалист в области возрастной психологии) называет этот период «возрастом нераскрытых резервов», а советский психолог Лев Семенович Выготский подчеркивал, что ребенок в раннем возрасте «сензитивен во всем», то есть у него проявляется высокая индивидуальная чувствительность. Следует подчеркнуть, что именно в этот период развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни, поэтому значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, социального, нервно – психического развития. Они не попадают вовремя в поле зрения специалистов, находясь вне системы дошкольного образования, и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие. А ведь ребенку в период до 3 лет присущи огромные потенциальные ресурсы развития.

Публикация «Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям» размещена в разделах

Родители могут даже не подозревать о наличии таких специфических для раннего возраста потребностей, как потребность в сенсомоторных впечатлениях, самостоятельности, сотрудничестве со взрослым, познании предметного мира. Базовые потребности малышей не удовлетворяются, поэтому родителей ставят в педагогический тупик негативизм, агрессивность, капризность, упрямство двухлеток, что является индикатором детско-родительских отношений. Поэтому нередко можно услышать от родителей, от педагогов и психологов, что кризис трех лет «помолодел». Однако такой вывод является заблуждением. Для кризиса наступит свой психологический возраст. В результате возникла необходимость создания единого образовательного пространства, расширения вариативности представляемых детям образовательных услуг.

В 2016 году на базе нашего структурного подразделения «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района» была создана Служба ранней помощи (СРП, основанная на инновационной форме взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, имеющих нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Служба формируется из числа сотрудников центра : руководителя структурного подразделения и педагога - психолога (раннего возраста) Бережной А. Н. ; учителя - дефектолога (Дорогань Е. А, учителя - логопеда (Остапенко В. Н.) Для оказания комплексной помощи семьям при необходимости привлекаются специалисты МБУЗ ЦРБ.

Для успешной и эффективной работы Службы нами были поставлены следующие цели и задачи:

- раннее выявление риска развития нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет;

- предоставление консультативной помощи родителям для выстраивания маршрута роста и развития ребенка, планирования его жизни в будущем, а также поддержка воспитательной компетентности родителей и других членов семьи.

- содействие социальной интеграции семьи и ребенка;

- обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

Задачи:

-оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психологическую поддержку их семей;

- включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Для этого были разработаны следующие направления работы Службы ранней помощи :

1. Диагностическое

2. Коррекционно – развивающее

3. Консультативное

4. Информационно – просветительское

Оказание помощи семье начинается с момента ее обращения в Службу.

В рамках приема специалистами выясняется, нуждается ли ребенок и его семья в помощи. Собираются первичные данные о ребенке и его семье, оцениваются потребности семьи и ребенка, проводится оценка соматического здоровья ребенка, его двигательное, коммуникативное, познавательное, эмоциональное развитие, особенности взаимодействия матери и ребенка. По результатам знакомства с семьей и ее запросом, родителям предлагается посещение групповых или, по необходимости, индивидуальных занятий со специалистом. В диагностической работе нашей Службы были разработаны специально подобранные методики для данной возрастной категории, основанные на «Диагностике развития ребенка раннего возраста» Елены Антоновны Стребелевой. Задания направлены на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление уровня развития у ребенка целостного восприятия, сенсорного развития, развития ручной моторики.

В первую очередь, проводится диагностика эмоционально - волевой сферы ребенка. Она направлена на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями, диагностируется компетентность родителей в восприятии детей.

(Опросник А. И. Зарова (Анатолия Ивановича) «Идентификация детей с родителями; игра в семью»)

А вот коррекционно - развивающее направление реализуется проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми. В настоящее время в Службе ранней помощи функционируют 4 группы детей от 4 до 6 человек с разным уровнем развития. В 2017 (две тысячи семнадцатом году) я разработала дополнительную образовательную программу «Играем вместе», основанную на программе «Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста» детского психолога Юлии Александровны Афонькиной и ведущего российского социолога Елены Леонидовны Омельченко.

При организации индивидуальных занятий для ребенка разрабатывается индивидуальная программа помощи. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями.

По окончании реализации программы определяется эффективность работы.

В том случае если результаты регулярной коррекционной работы не дают положительных результатов, родителям рекомендуются прохождение ПМПК АР. Консультативное направление включает в себя оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей и организация психолого - педагогической поддержки семьи ребенка младенческого и раннего возраста. На данный момент консультативную помощь получили более 30 семей по разным направлениям: трудности в познавательной сфере, нарушения пищевого поведения, соматических проявлениях. В отдельных случаях на консультацию приходили не только родители, но и близкие родственники ребенка.

Информационно – просветительское направление включает в себя выступление на родительских собраниях в ДОУ, предоставление информации на информационных стендах, публикации в печатных изданиях, на сайте Центра, буклеты. В ноябре родители получили памятку о важности развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Хочу отметить, что в результате нашей работы, в первую очередь у ребенка успешно развиваются взаимодействие со взрослыми, внимание, мелкая моторика и поведение.

Можно с уверенностью сказать о положительных результатах деятельности Службы ранней помощи. Опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в познавательной сфере, общении, поведении дают положительный результат и позволяют нам намечать новые пути развития в работе с детьми раннего возраста. (разработать программы от индивидуальной программы в групповую).

Публикации по теме:

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

Организация коррекционно-педагогической помощи семьям в инклюзивно-образовательном процессе ДОУ .

Актуальные вопросы психолого-медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна Аннотация: статья определяет основную стратегию работы ЦССВ «МАЯК» с детьми с синдромом Дауна. Представлены результаты эмпирического исследования.

Консультация для родителей «Система ранней помощи детям от рождения до 3-х лет и их родителям» Автор консультации: воспитатель, первой квалификационной категории Гончаренко Юлия Станиславовна СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Методические рекомендации по организации работы в Службе ранней помощи в ДОО Наш детский сад был выбран площадкой для организации Службы ранней помощи не случайно. Накоплен значительный опыт коррекционной работы,.

Оказание ранней помощи на базе консультативного центра ДОУ Тема выступления: «Оказание ранней психолого-педагогической помощи в условиях консультативных центров на базе детских садов города (презентация.

Организация помощи детям, посещающим общеразвивающие группы детского сада Организация помощи детям, посещающим общеразвивающие группы детского сада Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим.

Организация психологической помощи детям дошкольного возраста Л. С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития.

Отчёт о реализации проекта «Мини-огород» в Центре ранней помощи детям с ОВЗ Педагогический проект «Мини огород» Срок реализации проекта : май- август 2018 года Цель проекта : Формирование у детей элементарных знаний.

Занятие на тему «Прослушивание сказки «Маша и медведь» с детьми 7–12 лет в центре социальной помощи семье и детям Цель: Приобщать детей к театральной культуре. Задачи: Совершенствовать театральные навыки. Развивать правильное речевое дыхание. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям
Опубликовано: 12 марта 2019 в 13:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация Службы ранней помощи в центре психолого-педагогической помощи детям» (включая файлы) размещена пользователем Александра Бережная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД