МААМ-картинки

Сказка как средство развития диалогической речи младших дошкольников

Марина Лежачева
Сказка как средство развития диалогической речи младших дошкольников

Сказка, как средство развития диалогической речи младших дошкольников.

Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно. Основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами взаимодействия со сверстниками.

Публикация «Сказка как средство развития диалогической речи младших дошкольников» размещена в разделах

Выделяются две основные сферы общения дошкольника :

С взрослыми

Со сверстниками

Разговорно-диалогическая речь – довольно сложная форма речевой деятельности, поскольку каждому участнику диалога необходимо умение выслушать вопросы и реплики собеседника, соотнося с ним свои ответы и высказывания. При этом определенные трудности вызывает задача правильного грамматического оформления ответа и вопроса. Овладение диалогической речью включает также усвоение ее интонационного богатства.

Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиалога («дуэта», «коллективного монолога», стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, личностно окрашенным общением.

Диалог детей обычно бывает кратким, малосодержательным. Ребёнку не хватает терпения выслушать собеседника, контролировать себя во время высказывания, вовремя ухватить мысль собеседника, сформулировать в ответ собственное суждение, поддержать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью употребления языковых форм. Поэтому для развития диалогового общения у детей используются различные формы и методы.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные - воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Следующим из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры.

Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

Сценарии активизирующего общения - одна из форм обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников

Можно выделить несколько групп диалогических умений, которым необходимо научить детей:

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения);

слушать и слышать собеседника;

проявлять инициативу в общении,

переспрашивать;

доказывать свою точку зрения;

выражать отношение к предмету разговора,

сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

высказываться логично, связно;

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета:

Обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться:

в паре

в группе из 3 — 5 человек

в коллективе

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

В своей работе я использую сказки.

Сказка – как сокровищница народной мысли способствует формированию связных высказываний детей.

Занятия на основе сказок требуют хорошей подготовки, творческий подход воспитателя к составлению занятий, придумыванию наглядных пособий, сюжета и мотиваций. Произведения русских народных сказок подбираются таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний.

Например, сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвуют в драматизации этой сказки, стараясь подражать движениям и голосам героев сказки, что требует от них интонационной и мимической выразительности. В свободное время рисуют эпизоды из сказок, лепят зайца, лису, волка, медведя.

"Репка". дети с радостью вспоминают н называют персонажей сказки, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматривают иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладывают мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыгрывают сказку в театрализованной деятельности, используя различные виды театра или костюмы, атрибуты.

Упражняю детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам. Например, читая или рассказывая народную сказку не до конца– предложить сочинить детям. И только после этого читать концовку сказки.

При изучении народных сказок, использую слова антонимы в игре "Скажи наоборот".

Существительные: весна – осень, восход – закат, встреча – разлука, голова – хвост, день – ночь, друг – враг, зима – лето, красавец – урод, правда – ложь, радость – горе, смелость – трусость, счастье – горе, труд – безделье, утро – вечер, храбрость – трусость, ложь – правда, жар – холод.

Прилагательные: громкий – тихий, вежливый – грубый, здоровый – больной, горячий – холодный, молодой – старый, полезный – вредный, сытый – голодный, толстый – тонкий, чистый – грязный, хороший – плохой, высокий – низкий, мудрый – глупый, дорогой – дешевый, живой – мертвый и т. д.

Глаголы: брать – отдавать, веселиться – грустить, впускать – выпускать, встречать – провожать, говорить – молчать, кричать – шептать, хвалить – бранить, хохотать – плакать, забывать – вспоминать.

Наречия : быстро – медленно, вместе – отдельно, вперед – назад, легко – трудно, много – мало, можно – нельзя, нежно – грубо, поздно – рано, тепло – холодно, умно – глупо.

Успешно применяются мнемосхемы к сказкам

В работе можно использую игры:

«Задумай слово». Ребенок или взрослый по очереди задумывают слово, которое все знают, но не называют его, а только объясняют, что это за предмет, каковы его признаки, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это слово, например:

- он пушистый, лакает молоко, мурлычет (котенок);

- он кукарекает (петух);

- она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);

- она оранжевая, длинная, вкусная (морковка);

- оно белое, плывет по небу (облако).

«Кто что ест?» (Собака, кошка, мышка, корова, коза)

«Кто как кричит?»

Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают и озвучивают животных.

«Чья мама? Чей малыш?» Выставляются картинки с изображением животного и детеныша.

-Кто нарисован на картинках?

Нужно соотнести животное с детенышем.

«Чудесный мешочек»

«Собери картину»

На столе лежат разрезные и целые картинки с изображением зайца, лисы, медведя, волка, кабана, лося и др. зверей. Дети собирают портреты лесных жителей.

«Как принимать гостя»

Педагог говорит, что пришел гость. (Сказочный герой)

-Что нужно сделать в такой ситуации? Как пригласить гостя за стол?

Научить детей называть друг друга ласковыми именами.

«Кто что делает?»

Педагог показывает детям картины с разными сюжетами. Ребенку предлагается назвать, что делает на картине человек (животное).

«Научим зайку правильно говорить»

Зайчик принес с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Если зайчик неверно скажет, что нарисовано на картинках, то научим говорить его правильно. (Ишка – дети поправляют «мишка»).

Загадки:

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок)

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козлята)

Ушки серые большие,

Глазки узкие косые.

Говорят, что он трусишка,

А зовут его … (зайчишка).

Пальчиковые игры:

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть :

Три медведя, Теремок,

Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!

«Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор

Дети шлепают ладошками по коленям.

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил,

Показывают обратную

сторону ладони.

Рукавичку обронил.

Вытянуты большим пальцем вверх

– показать жест «Рукавичка».

Мышка по полю бежала.

Бегают пальчиками

одной руки по другой.

Рукавичку увидала.

Жест «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет?

Стучат правым кулачком

по левой ладощке.

Мышку здесь никто не ждет?

Грозят пальцем.

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать.

Хлопки.

Зайка по полю бежал,

жест «Зайка»

Рукавичку увидала.

Жест «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет?

Стучат правым

кулачком по левойладощке.

Звонко песенку поет?

Хлопки.

Мышка зайку пригласила,

Зовут,

жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила.

Вытягивают вперед руки,

ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек.

«Пекут» пирожки.

Как по лесу шла лисичка,

Мягкие движения кистями рук.

Увидала рукавичку.

Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет?

Хлопки

И лисичку пригласили.

Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили.

«Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать.

Движение руками вправо-влево.

Мишка по полю гулял.

Стучать но коленкам кулачками.

Рукавичку увидал.

Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет?

Хлопки

Звери испугались.

Сжать пальцы в «замок».

В страхе разбежались.

Развести руки в сторону.

КОЛОБОК

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

За горами, за лесами,

(Поднимите руки вверх,

соедините над головой,

а потом, опуская их в стороны.)

За широкими морями

(Выпрямите руки перед собой,

соедините кисти,

затем плавно разведите в стороны)

Жили дед и баба,

(«Дед» — покажите воображаемую бороду,

«баба»«наденьте»

воображаемый платочек на голову и

«завяжите» его под подбородком.)

Тимофей да Капа.

«Как же, как же,

Как нам быть?

(Положите ладони на щеки и

покачайте головой из стороны в сторону.)

Где муки на хлеб добыть?

Надо нам совсем чуток —

(Покажите пальцами «чуть — чуть».)

Испекли бы колобок!

(Пальчиковое упражнение «Шарик».)

По амбарам пометем,

(Покажите, как метут пол веником.)

По сусекам поскребем,

(Руки выставьте перед собой,

«поскребите» ноготками.)

Небольшой у нас роток —

(Возьмитесь пальцами за губы.)

Соберем на колобок

(Поднимите руку вверх и

махните ею вниз — «Эх!»)

Наскребли и замесили,

(Поднимите одну ладонь над другой и резко

соедините ладони,

затем поменяйте положение рук.)

Сахар в тесто положили,

(Покажите, как сыплют сахар щепоткой.)

И слезинкой посолили

Потом в печку посадили.

Славный вышел колобок,

(Пальчиковое упражнение «Шарик»)

Остывать на полку лег.

(Руки сложите ладонями,

положите их под щечку — «колобок» спит.)

А потом проснулся,

Сладко потянулся,

(Потянитесь.)

Выпрыгнул в окошко

Прямо на дорожку.

(Сделайте небольшой прыжок вперед.)

Перед колобком — лесочек,

На поляночке — пенечек,

Почему — то он дрожит…

(Обхватите себя руками и

покажите, как «дрожит» зайка.)

За ним заинька сидит!

«Ой, приветик, колобок,

Дай — укушу за бок!»

«Ты не съешь, косой, меня-

Укачусь я от тебя!»

Колобочек покатился,

И в лесу он очутился.

Видит, что стоит за елкой

(Пальчиковое упражнение «Елка»)

Зверь с глазами злого волка.

(Пальчиковое упражнение «Бинокль».)

«Здравствуй, здравствуй, колобок,

Дай — ка укушу за бок!

„Ты не съешь, волчок, меня-

Укачусь я от тебя!“

Колобок покатился,

На полянке очутился.

Но споткнулся он и с ходу-

(Покачайтесь туловищем

из стороны в сторону.)

Бух в медвежью берлогу!

„Эй, ты кто, иди сюда!

Буду есть сейчас тебя!“

„Ты не съешь, медведь, меня

Укачусь я от тебя!“

Колобок дальше спешит,

А кругом трава шуршит.

Вдруг встречает он в лесу

Очень хитрую лису.

(Пальчиковое упражнение „Лиса“.)

„Здравствуй, здравствуй, колобочек,

Откусить позволь кусочек!

Я голодная, устала,

Красоту всю растеряла“.

„Ты съешь, лиса, меня-

Укачусь я от тебя!“

Что я плохо слышу,

Подойди ко мне поближе.

Сядь ко мне на носок,

Повтори еще разок».

Нет, меня ты не обманешь!

Сесть на носик не заставишь!«

Побежал он прочь быстрее,

Своих ножек не жалея.

Через лес скорей к родному,

Дому, дому дорогому

(Пальчиковое упражнение «Дом».)

Видит — милое крылечко,

Из трубы — дымок от печки.

Баба с дедушкой сидят,

Ждут его и в лес глядят.

Колобок сказал : «Простите,

И меня домой пустите.

Буду теперь с вами жить,

В лес не буду я ходить,

Буду вам внучонком сладким,

Будет все у нас в порядке!»

Курочка Ряба

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Дед и баба жили — были,

(«Дед» — покажите воображаемую бороду,

«баба»«наденьте»

воображаемый платочек на голову и

«завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох — ох — ох, дожили, дед,

Ничего нет на обед,

(Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.

(Загните указательным пальцем

одной руки указательный и

средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук.

(Пальчиковое упражнение „Паучок“.)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало —

Я вчера на рынке был,

И курочку там купил,

(Пальчиковое упражнение „Курочка“.)

За нее пятак отдал,

(Соедините большой и указательный

пальцы одной руки и

округлите их, изображая „пятак“.)

Что на черный день лежал.

Цып—цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!»

(Положите большой палец одной руки

на большой палец другой руки,

остальные пальцы округлите и

приставьте соединенные кончики пальцев

одной руки под кончики пальцев другой руки,

чтобы у вас получилось «яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!»

(«Омлет» :сложите ладони,

немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

(Руки сожмите в кулаки,

постучите одним кулаком по другому.)

Дед, яичко-то не бьется,

Даже в руки не дается!«

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью!

(Руки сожмите в кулаки,

постучите одним кулаком по другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не дается!

(Разведите руки в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.

(Покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи.

Цыпленочка из яйца

(Выполните пальчиковое

упражнение „Цыпленок“.)

Выведет нам курица»

Мимо пробегала мышь.

(Покажите пальчиковое

упражнение «Мышка».)

«Прочь пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!

(Положите ладони на щеки и

покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед! Сюда!

Беда случилась!

Мышь по печке пробегала.

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка

(Пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать и вздыхать.

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!

(Покажите «яичко»,

как описывалось выше.)

Не обычное оно-

Вот какое — золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:

(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

Теремок

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

«Как мне мышка не тужить,

(Пальчиковое упражнение „Мышка“.)

Если жить мне негде?

Негде чаю мне попить

(Пальчиковое упражнение „Чашка“.

Поднесите к губам воображаемую

„Чашку“ и „попейте“ из нее.)

И поспать мне негде.

(Сложите руки ладонями вместе

и положите на них щечку.)

В стужу мерзну на снегу,

(Обхватите себя ладонями

и подрожите, словно вы замерзли.)

Летом очень жарко.

(Вытрите со лба воображаемый пот.)

Осень льет на меня дождь,

Вам меня не жалко?

(Разведите руки в стороны,

затем выполните упражнение „Домик“.)

Ой,смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Не висит на нем замок,

Кто, скажите, здесь живет?

Меня к себе пустите!

Печеньем угостите,

Я по дому все умею-

(Загибайте пальцы,

перечисляя, что Мышка умеет делать.)

Шить, готовить, убирать,

Я сама везде поспею,

Буду пол мыть и стирать.

Что ж, никто не отвечает,

Что же это означает?

Если дом стоит пустой,

Будет этот домик мой!»

Лягушка пробегала,

Теремочек увидала:

(Пальчиковое упражнение «Лягушка».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Из трубы идет дымок,

Кто, скажите, здесь живет?»

(Выполните пальчиковое

упражнение «Мышка».)

Здесь живу я — Мышь-норушка,

Ну а ты кто, отвечай!«

(Пальчиковое упражнение «Лягушка».)

«Я — Лягушка — попрыгушка,

Пригласи меня на чай!

Плавать я умею быстро,

Ква—ква-квакать я могу,

Я воды принесу чистой,

Много места не займу!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо Зайка пробегал,

Теремок он увидал.

(Выполните пальчиковое

упражнение «Зайчик».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Из трубы идет дымок,

Кто, скажите, здесь живет?»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-норушка

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И лягушка-попрыгушка.

Отвечай, кто ты такой,

Кто нарушил наш покой?»

(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)

«Не пугайтесь! Это Зайка,

Серый Зайка-побегайка,

В теремок меня пустите,

Сладким чаем угостите,

Посажу вам огород,

Выращу капусту,

И морковку, и горох,

Зимой не будет пусто!»

«вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо Лисонька бежала,

Теремочек увидала:

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Запах…. маковый пирог…

Кто, скажите, здесь живет?

Открывайте двери,

Люди или зверь?«

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-норушка,

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И Лягушка-попрыгушка,

(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)

И пуховый Зайка,

Ты кто, отвечай-ка!»

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Я-красавица Лиса,

Моя рыжая краса

Всем давно известна,

Есть ли в доме место?

Хозяйка я хорошая,

Красивая, пригожая.»

«вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо волк пробегал,

Теремок он увидал:

(Пальчиковое упражнение «Волк».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Места много — хватит всем!

Открывайте ворота!

Да не бойтесь, вас не съем,

Я сама ведь доброта!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь живем мы — Мышь-Норушка,

(Пальчиковое упражнение „Лягушка“.)

И Лягушка-Попрыгушка,

(Пальчиковое упражнение „Зайчик“.)

И пуховый Зайка,

(Пальчиковое упражнение „Лиса“.)

И Лиса-хозяйка,

Ты кто, отвечай-ка!»

(Пальчиковое упражнение «Волк».)

«Я — Волк, совсем не страшный,

Не злой и не опасный,

Я — ласковый, хороший,

Я — милый и пригожий,

Люблю читать я сказки

И песни детям петь,

Зимой возить салазки,

На дудочке дудеть.

Быть добрым я стараюсь,

Совсем я не кусаюсь!»

«Вместе веселее!

Заходи скорее!»

Мимо шел большой медведь,

Вдруг как начал он реветь:

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Ой, смотрите, теремок,

Он не низок, не высок,

Все здесь поселились,

И лису пустили,

А про меня забыли!

Я могу вам пригодиться!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Здесь тебе не поместиться!»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Я тихий, очень скромный!»

(Пальчиковое упражнение «Зайчик».)

«Ты такой огромный!»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Помещусь, пустите….

Ой, застрял, помогите!»

Теремок по швам затрещал,

Развалился и на землю упал.

(Пальчиковое упражнение «Лиса».)

«Что ж ты, Мишка, натворил?

Ты наш домик развалил!

Как теперь мы будем жить?

Как теперь нам не тужить?»

(Пальчиковое упражнение «Медведь».)

«Чем о теремке страдать,

Лучше новый сложим!

Каждый будет помогать,

Помогать, чем может!»

Репка

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Как у деда в огороде

(«Дед» : покажите руками воображаемую бороду.)

Подрастала репка.

(Поднимите руки вверх,

округлите и сомкните,

затем плавно разведите в

стороны и сомкните на уровне груди.)

И созрела она, вроде,

Но сидела крепко.

Дергал-дергал репку дед,

Наступил уже обед.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Он и эдак, он и так-

Не получается никак.

«Ох, спина моя болит,

Одолел радикулит!

Слаб я стал на старость лет,

Тяну, тяну, а толку нет!»

Похлебал дед пшенной каши,

Что варила баба Глаша,

(«Баба» : «наденьте» воображаемый платочек

на голову и «завяжите» его под подбородком.)

И надумал бабку звать,

Вместе репку чтоб достать.

«Ну-ка, бабка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

«Видно, надо помощь звать,

Надо Анечку позвать.

(Пальчиковое упражнение „Бантик“.)

Внученька! Ты к нам иди!

Тянуть репку помоги!»

Ухватилась внучка крепко

За бабулю, та — за дедку.

«Ну—ка, внучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну—ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Видно, надо помощь звать,

Надо Жучку к нам позвать.

(Пальчиковое упражнение «Собака».)

Жучка! К нам скорей беги!

Тянуть репку помоги!

Ну-ка, Жучка, раз, два, три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Как-то очень крепко

Сидит наша репка!

Видно, надо помощь звать,

Надо Мурочку позвать.

(Пальчиковое упражнение «Кошка».)

Вон и наша кошка,

Жмурится в окошке.

Мурка: «Муррр! Сейчас приду!

Тянуть репку помогу.»

2ну-ка, Мурка, раз, два,три,

Крепче ты давай тяни.

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Ну-ка, взялись крепко!

Не вытянуть нам репку…

Глубоко и крепко

Пустила корни репка.

(Пальчиковое упражнение «Кошка».)

«Видно, надо помощь звать,

Надо Мышку нам позвать.

Сторожила я с утра

Ее около окна.

Мышка, мышка, выходи!

Репку вынуть помоги!»

(Пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Я работы не боюсь!

Над лентяями смеюсь!

Пи-пи-пи, уже бегу!

Я сейчас вам помогу!»

«Становись, держись покрепче,

И тяни, тяни порезче!

(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)

Раз, два, три, тяни-и-и-и!»

Разом вместе налегли,

Репку вынули из земли.

«Посмотри, какая-

Желтая, большая!

(Разведите руки в стороны,

показывая, какая большая выросла репка.)

Мы ее запарим,

Мы ее пожарим,

Репу ест уже сто лет

Всякий русский человек!

Всем кусок достанется,

И еще останется!

Скажу я вам без лести!

Мы сильны, когда мы вместе!»__

Я пришла к выводу, что детям сказки интересны и полезны. Занятия проходят в более оживленной форме, дети выполняют игровые упражнения, драматизируют, принимают участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотят рассказывать сказку. Дети стали более активными, используют в речи антонимы, синонимы, прилагательные, сравнения. На вопросы стали отвечать полными, выразительными ответами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:

Публикация Сказка как средство развития диалогической речи младших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Лежачева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сказка как средство развития диалогической речи младших дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 16:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД