Папки-передвижки

Сказка и нравственное воспитание

Юлия Тимофеева
Сказка и нравственное воспитание

СКАЗКА И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Ребенок действует ради соблюдения самих норм как принципов отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

Публикация «Сказка и нравственное воспитание» размещена в разделах

Таким образом, основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка. А для этого необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах, а во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важную роль в нравственном воспитании детей и воспитании культуры межличностных отношений.

Наши занятия помогают ребенку задуматься о нравственных качествах, отличать хорошее от плохого, почувствовать эти качества на себе. Речь идет о тех чертах характера, которые получают в обществе моральную оценку, как хорошие или плохие (например, такую черту характера, как общительность, невозможно оценить как хорошую или плохую).

Для групповых занятий были выбраны те черты морального характера, которые знакомы, понятны дошкольникам, с которыми ребенок сталкивается с самого раннего детства. А именно:

- отношение к людям (добрый – злой, уважение к другим – высокомерие);

- отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

- отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

- характеристики честности (честный – лживый);

- волевые качества (смелый – трусливый).

Задача «сказочных» занятий – на основе понимания эмоционального состояния другого человека развивать со-чувствие, обращая особое внимание на действенный компонент: а что Я могу сделать в этой ситуации, как помочь, поддержать и т. д.? Этому могут способствовать как игровая, так и трудовая деятельность ребенка.

Так, большую роль могут сыграть игры-драматизации и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. Организовывая же трудовую деятельность детей, надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.

Методические приемы:

1. Чтение и анализ сказок : выделение героев с различными чертами характера

2. Проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни).

3. Развивающие и словесные игры.

4. Рисование, раскрашивание.

5. Проигрывание этюдов с неопределенным концом: («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

Особенностью занятий является широкое использование различных сказок. Сказку необходимо именно рассказывать, чтобы, во-первых, акцентировать внимание детей именно на тех чертах характера, которые нам необходимы, внести даже некоторые изменения, а во-вторых, чтобы рассказать ее наиболее компактно, опуская ненужные подробности (тем более что дети знакомы с большинством сказок).

Рекомендуемые сказки :

«Колобок»;

«Заюшкина избушка»;

«Мороз Иванович» или «Госпожа Метелица»;

«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»;

«Гуси – лебеди»;

«Три поросенка»;

«Два жадных медвежонка»;

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;

«Золушка» Ш. Перро;

«Снежная Королева» Г. Х. Андерсена.

Примерная структура занятия:

1. Рассказывание сказки.

2. Выделение и обсуждение положительных и отрицательных черт характера, как эти черты характера проявляются в нашей жизни.

3. Подбор синонимов к чертам характера.

4. Драматизация сказки или проигрывание этюдов, отражающих черты характера.

5. Рисунок или раскрашивание героев сказки.

6. Советы героям сказки.

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом помогут вопросы:

- Что ты хочешь делать?

- Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это?

- Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает?

- Что он хочет сказать?

После проигрывания сказки проходит ее обсуждение. Взрослый задает детям вопросы:

- Какие чувства ты испытывал во время спектакля?

- Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

- Кто тебе больше всего помог в игре?

- Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Каждая сказка может проигрываться неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые хочет. Роли могут быть не только у людей, активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка. Они помогают героям (или мешают, передают и усиливают настроение главных героев.

Атрибутика к драматизациям

Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше «почувствовать» своих героев, передать их характер.

Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.

Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.

Чем же так хорошо использование сказок? Сказки описывают, объясняют, предсказывают, развлекают – и все это способом, отличным от обычной речи, на особом языке метафор и иносказаний. Метафора – фигура речи, способ говорения, когда одно выражается в терминах другого. Метафоры по природе неясны касательно своего смысла, сообщения в них скорее косвенные, нежели прямые. Они не вызывают сопротивления, но при этом содержат важные советы или поучительные сообщения.

Волшебная сказка - как минимум на одном уровне - предназначена в основном для развлечения. Однако различные психологические теории предполагают личную идентификацию с персонажами волшебной сказки. На события волшебной сказки влияют, скорее, магические или внешние источники силы, нежели внутренние ресурсы героя или героини. Добро торжествует над злом без особой связи с реальностью, тем самым укрепляя веру в то, что вот таким мир «должен быть».

Мифы и народные сказки заняты в основном объяснением того, как все появилось, и обычно предлагают некий способ понимания или осмысления происходящего.

У маленьких детей есть способность предаваться волшебному мышлению. Они могут отождествиться с животным, деревом, облаком - они могут внести внутрь себя и своего собственного опыта некие свойства этого внешнего объекта.

С точки зрения маленьких детей случиться может все.

Хотелось бы рассказать и о другом направлении использования метафор.

Мы знаем, что маленькие дети обычно конкретны и буквальны в своем мышлении. И при работе с детьми можно использовать обратный прием : перевод метафоричных выражений на язык буквального восприятия.

Например, вы могли слышать такое изречение - для искреннего общения необходим контакт на одном уровне. Обычно эту фразу воспринимают как метафору о том, что хорошее, открытое, "душевное" общение возможно только тогда, когда оба собеседника имеют равное общественное положение, интеллектуальный и образовательный уровень и так далее.

В детской психологии особенно важно соблюдать равенство уровней общения не метафорически, а буквально - причем не за счет своего принижения, а за счет возвышения ребенка. У детей с пониженной самооценкой повышение уровня срабатывает тоже буквально, и вместе с тем метафорически. Поставьте такого ребенка на стул перед группой

(или даже в одиночестве) и посмотрите, что получится. Получиться могут самые неожиданные вещи, особенно если вы обозначите ситуацию словесно.

Еще один пример привычной для нас метафоры - «люди одного круга», «человек не из нашего круга».И есть очень хорошая игра - «Ворвись в круг» : Дети встают в один большой круг и крепко сцепляются руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Эта игра помогает детям проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Модификация этой игры - «Волшебные водоросли» .Ребенок -«водолаз» должен войти в круг из водорослей,которые не умеют разговаривать, но понимают язык прикосновений.

Очень хороша игра «Равновесие», в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении. Дети, которые хорошо ладят друг с другом, в процессе общения интуитивно поддерживают равновесие между желанием говорить и необходимостью слушать, между поиском контакта и уходом от него, между умениями управлять (командовать) и подчиняться.

Дети работают в парах, сначала сидя на полу, потом стоя на коленях, потом стоя во весь рост. Они берутся за руки и отклоняются назад, стараясь удерживать равновесие. Ступни ног при этом сдвинуты и находятся вплотную к ступням партнера. После выполнения упражнения оно обязательно обсуждается.

Мы часто говорим о важности взаимопонимания, поддержки окружающих. В буквальном смысле ребенок может ощутить поддержку в упражнениях «Корабль среди скал», «Ночной поезд», «Аэробус», «Слепой и поводырь» -или его модификация - «Старенькая бабушка», которую нужно отвести в поликлинику, «Волшебный круг» или «Колокол», когда ребенок покачивается в разные стороны и падает на руки окружающих, «Щепки на реке», и другие упражнения. Они хорошо описаны у Клауса Фопеля и в программе «Сообщество».

Говоря о своей принадлежности к группе, мы часто используем пространственные сравнения. Например : здесь я чувствую себя как дома; здесь мое место; здесь каждому найдется местечко и т. д. Мы можем помочь каждому ребенку найти свое реальное место в группе. При этом мы подтверждаем право каждого ребенка и на вступление в контакт, и на одиночество, в зависимости от состояния и настроения.

Успех человека в жизни во многом определяется его представлениями о себе. Научившись мысленно раздвигать границы собственного образа «Я», мы сможем делать это и в повседневной жизни. В упражнениях «Растянись!» и «Дотянись до звезд!» мы используем потягивающие и растягивающие движения тела.

С их помощью мы помогаем детям понять, что они могут достать те вещи, которые находятся вне пределов их досягаемости в обычных условиях. Эти упражнения и расширяют границы собственного образа «Я», и помогают в достижении целей.

Во время занятий с детьми мы используем различные вспомогательные

предметы. Это и веревка для связывания (что значит быть связанным вместе в единое целое? как движения одного человека влияют на движения других?) и клубок ниток для создания паутины. Кстати, паутина - отличная метафора взаимосвязанности всех детей в группе. Это и коробки из-под обуви, в которые дети ставят ноги и стараются двигаться слаженно (три человека, 2 коробки). Это и «ковер мира», и «коробка переживаний», и «королевская корона», и «волшебные очки», и шелковое нежное сердце, которое можно передавать друг другу ( ведь говорим же мы : «от сердца к сердцу», и многое другое.

Несколько слов о рефрейминге - использовании новых рамок. Сделайте несколько достаточно больших рамок - разной формы, разного цвета, напишите

на них различные пессимистичные или оптимистичные высказывания - и поместите в них по очереди одну и ту же фотографию. Такой буквальный рефрейминг заставит многих по другому посмотреть на окружающий мир. Но это упражнение для детей постарше.

Таким образом, метафоры, иносказания можно использовать в двух

направлениях. Первое - это рассказывание историй или сказок, анализ этих историй, проигрывание каких-то эпизодов или сказки целиком. Форма метафоры очень хороша для детей повышенно чувствительных, ранимых; она действует на подсознательном уровне, но чаще всего имеет отсроченный эффект.

Более действенным, на мой взгляд, является второе направление - т. е. перевод метафор в их буквальное содержание. Здесь и близость, и телесный контакт, и веселье, и полная вовлеченность. Включается в работу тело, и наличие сильного кинестетического компонента, будь то ощущение или действие, всегда действует наиболее эффективно.

Я надеюсь, что моя небольшая история позволит многим во время занятий с детьми ярче и полнее использовать такой замечательный прием, как метафора.

Литература:

Марта Ф. Виглсуорт «Вилли и его друзья : руководство по созданию метафор для развития

у ребенка чувства собственного достоинства». Воронеж : НПО

«МОДЭК»,1995.

Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические Игры и

упражнения». М. : Генезис,2000.

Бардиер Г. «Я хочу» - СПб., Дорваль,1993

Калинина Р. Р. «В гостях у Золушки» - Псков,1997

Прикреплённые файлы:

skazkoterapija_ud2u3.ppt | 6535,5 Кб
 
Публикации по теме:

Духовное и нравственное воспитание дошкольников Семья — эта та привычная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. Сухомлинский). Основной целью духовно-нравственного воспитания.

Анкета Тема: «Нравственное воспитание». .

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Цель духовно-нравственного воспитания:  - Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой  его  патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ Духовно-нравственное воспитание в условиях ДОУ. Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Огонёк» Серая И. С. Все больше и больше людей приходят.

Нравственное воспитание Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных.

Социально — нравственное воспитание Народные традиции являются эффективными регуляторами социального поведения и отражают психологический облик конкретного народа. Через традиции.

Библиотека изображений:

Публикация Сказка и нравственное воспитание (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Тимофеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сказка и нравственное воспитание
Опубликовано: 23 сентября 2017 в 12:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД