Папки-передвижки

Система элементарных знаний о явлениях окружающей жизни

Легусова Людмила Николаевна
Система элементарных знаний о явлениях окружающей жизни

Система элементарных знаний о явлениях окружающей жизни является одним из условий умственного роста ребенка-дошкольника.

Рассказывать ребёнку об устройстве звёздного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства необходимо уже в детском саду. Дети всегда с удовольствием вовлекаются в деятельность связанную с неизведанными открытиями. Несколько десятков лет назад мало кто из мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов.

Публикация «Система элементарных знаний о явлениях окружающей жизни» размещена в разделах

Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.

Проблема содержания обучения первостепенна. Знакомство детей с космосом мы разделили на познавательные блоки: «Небесные светила», «Планеты солнечной системы», «Космические явления», «Человек исследует космос» и т. д. Так, например, блок «Небесные светила» может познакомить детей с понятиями: «звезда», «созвездие». Блок «Планеты солнечной системы» познакомил детей с названиями планет, их особенностями. Например, почему Марс красного цвета, почему у Сатурна есть кольца, почему Землю называют голубой планетой.

Блок «Человек исследует космос» дает знания о знаменитых исследователях космоса: К. Э. Циолковском, С. П. Королеве Ю. А. Гагарине; о космических кораблях.

Блок «Космические явления» познакомил детей с такими понятиями как «Млечный путь», «Звездный дождь», «комета».

Модульная, или блочная подача материала позволила дошкольникам получить первоначальные знания о космосе с соблюдением педагогических принципов.

Принцип научности говорит о том что мы даем детям достоверные знания, которые не могут быть опровергнуты, обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать.

Принцип доступности направлен на то, все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников.

Принцип развивающего эффекта содержания требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

Принцип системности- усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Соблюдая данные принципы отмечаем что познавательная деятельность дошкольников развивается, у ребенка увеличиваются объемы знаний об окружающих его вещах, в частности о космосе.

Таким образом, для ознакомления с космосом мы создали условия развивающей среды, соблюдали педагогические принципы, продумали содержание обучения которое способствовало формированию и закреплению знаний о Вселенной. Разработали перспективный план на год по формированию представлений о космосе.

Освоение дошкольниками образовательной области «Познавательное развитие»

Познание - это умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать это желание, а наоборот, активно помогать и направлять.

Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предлагает следующее содержание образовательной области «Познавательное развитие» :

-формирование целостной картины мира

-расширение кругозора детей;

-развитие личностных и интеллектуальных качеств.

-формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

При организации образовательного процесса по программе «От рождения до школы» мы также учили принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интеграция – (лат. - целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое, взаимодействие, взаимовидение, взаимовыражение и взаимореализацию

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Мы выбрали проектный метод так как он имеет ряд преимуществ:

1) Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

2) Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

3) стимулирование интереса детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности;

Кроме того, слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки; разучивание «Марша юных космонавтов», «Полета на Луну», музыкально-ритмические импровизации по теме праздника способствовали реализации образовательной области «Познание».

Мы создали творческую мастерскую по созданию панно «Дорога в космос», «Скафандр космонавта», «Планеты Солнечной системы». Тем самым пополнили предметно развивающую среду. Интересная форма работы это создание коллекции фотографий космонавтов, открыток (первый космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт).

Беседы, рассказы по теме праздника (о первом космонавте планеты; о создателях космических кораблей С. П. Королеве; о гордости россиян за достижения в освоении Космоса; о названиях улиц и площадей в каждом российском городе – Гагарина, Циолковского, Терешковой) дали «пищу» для размышления о личностных качествах людей, связанных с космосом.

Космос трактуется как Вселенная, мир. Используя словарь Ожегова мы дали детям такие понятия как: «Ближний космос (исследуемый человеком)», «Дальний космос (мир звезд и галактик). Освоение космоса. Космонавт выходит в открытый космос (за борт космического корабля). Космические лучи. Космический полет. Корабль. Космическая связь (осуществляемая через запущенные в космос искусственные спутники Земли, а также непосредственная связь Земли с космическим летательным аппаратом). Первая, вторая и третья космические скорости (при которых тело, соответственно, превращается в искусственный спутник Земли, преодолевает ее притяжение и покидает Солнечную систему).

Благодаря проделанной работе дети усвоили много знаний связанных с космосом, научились самостоятельно троить ракеты и другие летательные аппараты, а самое главное стали задавать много вопросов о прошлом и будущем, что говорить о развитии любознательности, научились делать простые умозаключения.

Публикации по теме:

Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц Сибирского краяФормирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц Сибирского края «Предзимье» Организация образовательной среды по теме недели: «Животные и птицы Сибирского края готовятся к зиме» в подготовительной группе.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Картотека загадок об осенних явлениях природы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию, загадки об осенних явлениях природы. Буду рада, если мой материал кому пригодиться для работы.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений по теме «Закрепление знаний по форме»Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений по теме «Закрепление знаний по форме» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений по теме «Закрепление знаний по форме».Автор: Карауш Кристина Андреевна.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Проект по формированию знаний о жизни птиц для дошкольников «Птички-невелички»Проект по формированию знаний о жизни птиц для дошкольников «Птички-невелички» Цель: Формирование знаний о жизнью птиц. Задачи: 1. Познакомить с внешним видом птиц, их названиями. 2. Способствовать развитию кругозора,.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Эффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организмеЭффективность методов и приемов, используемых в работе в формировании элементарных знаний о человеческом организме В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Система элементарных знаний о явлениях окружающей жизни (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Легусова Людмила Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Система элементарных знаний о явлениях окружающей жизни
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 12:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД