МААМ-картинки

Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Ирина Польшина
Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в детских садах, очень заметным стало повышение количества детей, имеющим отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой культурой речи. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно- речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса: учителя –логопеда, воспитателей логопедических групп, муз руководителя, инструктора по фк и родителей.

Публикация «Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи и нервной симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Слаженная работа специалистов – необходимое условие всестороннего развития воспитанников логогрупп.

Единые условия для оптимального речевого развития ребенка при реализации коррекционного процесса.

1. речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

2. организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития : психомоторные, познавательные, эмоциональные;

3. обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

4. систематическое развитие предпосылок речевого развития;

5. развитие предпосылок учебной деятельности: умения выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

1. закрепление речевых навыков;

2. преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

3. повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей.

Направление работы воспитатели логопед

1. Диагностическое Мониторинг речевого развития детей в начале года, в конце года Первичная диагностика- диагностирует развитие всех сторон речи, определяет их соответствие возрастной норме, структуру речевого дефекта. В случае проблемы направляет на ПМПК (местное, районное, участвует в заседании ПМПК. По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребенка.

2. По результатам диагностики Намечает план работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Учится слышать дефекты речи в фонематическом и грамматическом оформлении Знакомит воспитателей с результатами обследования речи детей, обращает их внимание на особенности речевого развития (особенности нарушения).

3. Коррекционно-развивающее Формирует у ребенка общие предпосылки, обеспечивающие успешность логопедической коррекции речи. Развивает все стороны речи детей в пределах возрастной нормы.

Выполняет задания из тетради взаимодействия (воспитателей и логопеда).

Осуществляет систематический контроль за речью (за поставленными звуками) не только во время занятий, но и в режимные моменты.

Проведение по рекомендации логопеда упражнений на развитие дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Развивать у детей другие стороны речи: интонацию, силу голоса., выразительность, фонематические процессы (умение слышать речевые звуки) в ходе различных мероприятий, режимных моментах, НОД и др. Производит коррекцию речевых нарушений, развивает сохранные речевые навыки.

Коррекционная работа по направлениям в соответствии со структурой речевого нарушения :

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие просодики

-формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов

-обогащение лексического запаса в ходе автоматизации звуков

-формирование грамматической стороны речи в ходе автоматизации звуков

-развитие диалогической и монологической речи в ходе автоматизации звуков.

Ведет тетради взаимодействия (воспитателей и логопеда, дает рекомендации по автоматизации звуков в разговорной речи, по проведению упражнений на развитие дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

4. Предметно-пространственная среда. Выделить в группе место для логопедических занятий «логопедический уголок», в котором должны находиться печатные игры для развития речи, игры для развития дыхания, воздушной струи, зеркала и песочные часы для артикуляционных упражнений, игрушки- говорушки, змейка Шуша. Ведение в группе «Экрана звукопроизношения» Провести консультацию для воспитателей «Оснащение логопедического уголка».

Ведение «Экранов звукопроизношения»

5. Работа с родителями. Помощь логопеду в организации встречи с родителями (передать родителям, время, когда зайти к логопеду)

Помощь логопеду в заполнении заявлений и соглашений (передать и забрать их у родителей)

Содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье.

Объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления поставленных звуков.

Организация собрания.

Консультации,

рекомендации для родителей по речевому развитию детей (по образовательной области «Речевое развитие»).

Информационные стенды для родителей по речевому развитию (по образовательной области «Речевое развитие»)

Информирование родителей о динамике речевого развития (по образовательной области «Речевое развитие»).

Контролирует, чтобы родители своевременно забирали задания домой.

Совместная подготовка детей к конкурсам чтецов, праздникам, театрализованным представлениям и др.

Заполнение речевых карт совместно с родителями, объяснение родителям результатов диагностики.

Содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье.

Обучение родителей приемам логопедической коррекции.

Выступление на первом родительском собрании «Организация эффективной коррекционной работы».

Коррекционные консультации, рекомендации для родителей по необходимости по мере коррекционной работы по просьбам в течение года.

Информационные стенды для родителей по коррекционной направленности.

Информирование родителей о динамике в процессе речевой коррекции.

Дает задания для автоматизации звуков.

Совместная подготовка детей к конкурсам чтецов, праздникам, театрализованным представлениям

Дает задания на дом

Совместная подготовка детей к конкурсам чтецов, праздникам, театрализованным представлениям и др

Организация взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

Направление работы музыкальный руководитель логопед

1. Диагностическое Проводит диагностику, выявляет детей с трудностями в речевом развитии. Первичная диагностика - диагностирует развитие всех сторон речи, определяет их соответствие возрастной норме, структуру речевого дефекта. В случае проблемы направляет на ПМПК (местное, районное, участвует в заседании ПМПК. По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребенка.

2. По результатам диагностики Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями. Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями

3. Коррекционно-развивающие Учить детей слушать музыкальные произведения, отличать на слух некоторые музыкальные инструменты, использовать некоторые элементы логоритмики, упражнений на развитие координации между движением и словом.

Использовать игры и упражнения на развитие дыхания, просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность, упражнения на развитие мимических движений. Определяет проблемы в ходе логопедической работы, музыкальный руководитель помогает ребенку справиться с этими проблемами.

4. Предметно-пространственная среда Наличие различных игр на преодоление у детей речевых нарушений, музыкальные инструменты для развития фонематического слуха, игрушки на развитие дыхания, музыкальные произведения и др. Наличие различных игр на преодоление у детей речевых нарушений, музыкальные инструменты для развития фонематического слуха, игрушки на развитие дыхания, музыкальные произведения и др. В ходе коррекционной работы обмен оборудованием.

Организация взаимодействия логопеда и инструктора по физической

культуре.

Направление работы инструктор по физической культуре логопед

1. Диагностическое Выявляет проблемы у детей (то есть наличие у детей с речевыми нарушениями - нарушения координации движений, моторной неловкости, неточности, отставания от заданного темпа, нарушения плавности, амплитуды выполняемых движений) Первичная диагностика - диагностирует развитие всех сторон речи, определяет их соответствие возрастной норме, структуру речевого дефекта. В случае проблемы направляет на ПМПК (местное, районное, участвует в заседании ПМПК. По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребенка.

2. По результатам диагностики Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями. Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями.

3. Коррекционно-развивающие Постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания).

Развитие моторики, координации движений. Расширение и обогащение лексического запаса в ходе НОД. Определяет проблемы в ходе логопедической работы (физического характера, руководитель по физической культуре помогает детям справиться с этими проблемами.

4. Предметно-пространственная среда Игры на развитие дыхания, выдоха, для развития координации движений, мелкой моторики и др. В ходе коррекционной работы обмен предметно- пространственной средой.

Организация взаимодействия логопеда с семьей.

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностно-ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Цель взаимодействия : объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка с речевой патологией, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Этапы работы реализация

1. Подготовительный Сообщение о нарушении речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях, сильных сторонах речевого развития.

Формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом.

Изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

2. Основной Обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно- педагогический процесс с использованием следующих форм:

-участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;

-включение родителей в проведение занятий (при необходимости)

-содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической коррекции;

-обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;

-мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;

-содействие в создании коррекционно- педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

3. Завершающий -анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;

-разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

Все домашние задания носят рекомендательный характер, логопед объясняет необходимость их выполнения для достижения результативности в коррекционной работе.

Анкетирование, опросы

Тема: «По каким вопросам в обучении ребенка вы хотели бы получить рекомендации логопеда»

Родительские собрания

Тема «Организация эффективной коррекционной работы».

Индивидуальные консультации

«Артикуляционная гимнастика»

«Выполнение домашних заданий»

«Речевые игры дома»

«Автоматизация звука дома»

Беседы

В начале года, после обследования детей, логопед знакомит с результатами диагностики, совместно заполняют речевые карты (анамнез, дает советы, рекомендации.

Индивидуальные практикум

Обучение артикуляционной гимнастике, формированию звукопроизношения, развитию фонематического слуха (обучение практическим приемам).

Тетрадь для домашних заданий

Даются задания для преодоления речевой патологии (рекомендации и ответ родителей о том, как они выполнили задания дома).

Просмотры занятий При необходимости родители приглашаются на занятия.

В дневнике логопед отмечает, какая работа ведется с родителями.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел»Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел» Уважаемые коллеги! Предлагаю посмотреть фотоотчет, который я назвала «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел!» Мы с ребятами нашего.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Как устроен человек — костная система» Конспект НОДс детьми старшего дошкольного возраста «Как устроен человек - костная система»Задачи: Познавательного развития: - формировать.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Предлагаю Вашему вниманию Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель. Обучение.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Библиотека изображений:

Публикация Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Польшина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 14 августа 2020 в 21:55
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД