Лучший педагог года

Система работы «Умные бусинки» по социально-коммуникативному развитию детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья

Анна Колобова
Система работы «Умные бусинки» по социально-коммуникативному развитию детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья

Колобова Анна Валерьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ д/с № 65 г. Волжского Волгоградской области

Пояснительная записка

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) социализация затруднена особенностями в развитии сенсорных и моторных систем в сочетании с недостатками интеллекта. У детей этой категории недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, им трудно выразить свои мысли, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими.

Публикация «Система работы „Умные бусинки“ по социально-коммуникативному развитию детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Поэтому одной из важнейших задач дошкольного периода считается развитие коммуникативности ребёнка, как важнейшей части социализации.

В основе системы «Умные бусинки» лежит идея, что детям с ОВЗ необходимы занятия, которые, с одной стороны, обеспечивают усвоение ими предметного и социального мира, а с другой - способствуют развитию психических функций, мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, морально – волевых качеств.

Вышесказанное обусловило выбор педагогических технологий, адаптированных для организации образовательного процесса в системе "Умные бусинки".

• Авторская технология М. И. Родиной «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» (Санкт-Петербург)

• Технология наглядного моделирования

• Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения

• Здоровьесберегающие технологии – игры и упражнения для пальчиков

Обоснование выбора технологий

Бусы – основное оборудование авторской технологии М. И. Родиной «Бусоград» - это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, мелкой моторики, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, умение договариваться о выполнении общей творческой работы, способствует развитию мелкой моторики, конструктивных, изобразительных способностей ребенка, творчества. Помимо этого, ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер.

Внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – развивает мелкую моторику и, как следствие, речь детей.

Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей помогают организовать образовательный процесс на уровне возможностей и способностей ребенка, позволяют сохранить его индивидуальность, помочь ему поверить в свои силы.

Технология наглядного моделирования является перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ. Один из приемов работы – использование пиктограмм – символических изображений, заменяющих слова. При использовании данной технологии активно развиваются умственные способности.

Цель:

Создание условий для овладения ребенком с ОВЗ предметного и социального мира для его успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Содействовать усвоению детьми ценностей, принятых в обществе, обогащению представлений о предметном и социальном мире

2. Помочь формированию основ безопасного поведения; готовности к совместной деятельности со сверстниками

Коррекционно-развивающие:

3. Способствовать развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, зрительного, слухового, пространственного восприятия, воображения, памяти

4. Развивать коммуникативные навыки

Коррекционно-воспитательные:

5. Воспитывать личностные качества: внимательность, терпеливость, усидчивость, навыки самоконтроля.

Планируемый результат:

• Расширение представлений о предметном и социальном мире, ценностях, принятых в обществе, о безопасном поведении в социуме и природе;

• Способность к совместной деятельности со сверстниками

• Положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, восприятия, зрительно-моторной координации, воображения, памяти;

• Проявление качеств усидчивости, терпения, аккуратности, сообразительности.

Оборудование:

бусы разного цвета и разной длины, карточки со схемами построения изображений из бус, шкатулка, иллюстративный материал (печатный, с использованием ИКТ)

Тематический план образовательной деятельности

I этап. Ознакомительный

Цель: Знакомство с оборудованием, его особенностями, освоение начальных приемов действий с ним.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

Игры-упражнения: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»

II этап. Конструктивный. Знакомство с предметами

Цель: совершенствование представлений о предметах с помощью выкладывания контуров, обогащение словаря.

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

Игры-упражнения: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.

Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.

Игры-упражнения: «Парусник», «Домик» и т. п.

III этап. Конструктивный. Моделирование социальных ситуаций

Цель: освоение доступных детям социальных отношений, развитие эмоционального интеллекта.

Работаем над выкладыванием моделей эмоций, как реакций на ценности, принятые в обществе, на ситуации безопасного поведения в социуме и природе.

Игры-упражнения: «Мне грустно-весело», «Хорошо или плохо», «Построй вместе с другом», «Поменяйся местами»

IV этап. Творческий

Цель: помочь развитию творческого воображения ребенка, самостоятельности, способности к совместному участию в общем деле.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, составление картин на предложенный сюжет, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинам.

Игры-упражнения: «Мой дом», «Мой город», «Полянка», «Зимняя сказка», «Морское царство», «Прилетели птицы», «Рисуем что хочется» и т. п.

Содержание образовательной деятельности

«Вступительная сказка»

Мы живем в замечательном городе. В нашем городе много жителей – дети – мальчики и девочки, взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки… А еще в нашем городе живут Умные бусинки. Вот они! (открывается шкатулка с бусами).

Умные бусинки рассказывают детям интересные сказки о нашем городе, любят играть.

«Я открою вам секрет, бусами можно рисовать! Но делать это надо очень осторожно, ведь бусы очень хрупкие и могут порваться!»

Игры-упражнения

«Шкатулочка с бусами»

Кисти рук прижаты друг к другу «лодочкой». Внутри находится нитка бус.

«Жили-были бусы в шкатулочке, её можно потрясти и услышать, звук. На что он похож?» Ответы.

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Поднимитесь, покажитесь,

А теперь вы спать ложитесь.

Одна ладонь поднимается, как будто открывается крышка шкатулки.

Подняв бусы медленно двумя пальцами одной руки, снова сложить их в другую руку, прикрыв сверху ладонью.

Затем повторить, поменяв положение рук.

«Вертушка»

Бусы, бусы, покажитесь, красотою похвалитесь!

А теперь вы спать ложитесь.

Бусы лежат на ладони. Пальцами одной руки поднять медленно бусы и вращать кистью руки ускоряя, а затем замедляя вращение бус до полной остановки. Кладём бусы обратно в ладошку. Повторить другой рукой.

«Дорожка»

Это важное упражнение, так как технически любое изображение начинается с «дорожки».

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).

«Парусник»

Бусы снова мы возьмём,

В две дорожки соберём.

Пальчики нам помогайте,

Строить лодку начинайте.

Над лодкой пальчиком одним

Мы треугольник смастерим.

Парусник плывёт вперёд,

Радость детям он несёт.

Второй вариант – верхнюю нитку кладём перпендикулярно лодке.

«Нарисуем вместе»

Оборудование: картинки с изображением разных предметов, бусы.

Цель: Развитие коммуникативного навыка - действия в совместной деятельности со сверстниками. Развитие фантазии, накопление словаря.

Содержание. Педагог: «Ребята, сейчас мы будем рисовать одну большую общую фигуру: например, домик– вот такой. (Показывает картинку с изображением домика). Садитесь на ковер. Кто будет рисовать стены, кто крышу? и т. д. Рисуйте дом бусами.

«Какое настроение»

Цель: Развитие восприятия, внимания, воображения.

Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бусы, крупные бусины.

Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении (показать мимикой). Предложить детям выложить бусами (нарисовать) лицо – загадку.

Работа с родителями

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от степени вовлеченности родителей. Можно содействовать их заинтересованности в развитии детей посредством игр с бусами, использую нижеследующие формы:

1) совместные образовательные мероприятия в ДОУ

2) еженедельные беседы на возникающие вопросы

3) родители помогают в создании условий в группе, создают условия дома

4) знакомство с игровыми заданиями системы «Умные бусинки»

5) родители берут фото пособий и оборудования для создания образовательных условий дома

Использованная литература:

1. Родина, М. И. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки : Методическое пособие по интеллектуально ­ творческому развитию детей 2—7 лет / М. И. Родина. – Санкт-Петербург: Издательство «Музыкальная палитра», 2014. – 35 с.

2. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – Москва: Народное образование, 2005. – 556 с.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы «Умные бусинки» по социально-коммуникативному развитию детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 15 июня 2020 в 20:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы «Умные бусинки» по социально-коммуникативному развитию детей 5–8 лет с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Анна Колобова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД