МААМ-картинки

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС

Елена Александрова
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС

Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы. Сопровождение опирается на следующие методологические принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов, включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ребенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормирования, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики.

Публикация «Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах

Работу по психологическому сопровождению детей раннего возраста в нашем учреждении мы условно разделили на четыре этапа.

I - подготовка детей и родителей к посещению ДОУ

II - сопровождение детей в период адаптации к условиям ДОУ

III - сопровождение детей в группах раннего возраста

IV - подведение итогов

Раннее детство имеет свою специфику:

Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.

Во-вторых, это неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений.

В-третьих, еще одной особенностью раннего детства является теснейшая связь и взаимосвязь состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изм6нения в состоянии здоровья влияют на его нервную систему.

Всем известно, что одним из стрессов, который может повлиять на развитие малыша, является процесс адаптации к детскому саду. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если ребенок предварительно ознакомлен с возможными ситуациями.

I этап сопровождения начинается с функционирования ЦИПР. В рамках экспериментальной муниципальной площадки с октября 2012года в нашем дошкольном учреждении открылся Центр игровой поддержки для детей раннего возраста не посещающих ДОУ. Возраст детей посещающих ЦИПР от 1 года до 1,6 лет. Соответственно работу по психолого-педагогическому сопровождению детей мы начинаем вести именно с данного возраста.

Цели создания ЦИПР

– развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Основные задачи

- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка;

- обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

На основе заявленной в лицензии программы «Кроха» авт. Г. Г. Григорьева, нами создана рабочая образовательная программа Центра игровой поддержки «Вместе с мамой».

Помимо игровых занятий, мы используем методы активного социально-психологического обучения. Важное место занимает - консультирование. Специалисты не только отвечают на запрос родителей, но и в процессе взаимодействия в системе «специалист – ребенок – родитель» формируют новые родительские запросы, содействуя становлению у родителей адекватного образа своего ребенка.

Наряду с этим проводится подготовка ребёнка и родителей к посещению ДОУ.

Мы организуем собрание для родителей детей, поступающих в ДОУ.

Приглашаем родителей посетить группы раннего возраста, посмотреть организацию окружающей среды. Затем родители заполняют две анкеты (медицинскую и социальную). Для чего они нам нужны?

1. Социальная анкета содержит информацию о социальном развитии семьи, о членах семьи, о взаимоотношениях с ребенком. Таким образом, мы можем составить социальный паспорт ребенка.

2. Медицинская анкета. Ее главная функция – сбор анамнестических данных (медицинский скрининг). Здесь получаем информацию о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребенка. Затем совместно с медицинским персоналом провожу анализ имеющийся информации.

На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для родителей и воспитателей по организации адаптационного периода. При поступлении ребенка в ДОУ родители заполняют анкету №3 «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ», которая содержит информацию о том, в какой мере сформированы КГН, как протекают режимные моменты, о наличии вредных привычек. Имея информацию из 3-х анкет, мы составляем индивидуальный режим адаптационного периода для каждого ребенка. Составляем схему приема, время пребывания ребенка в д/с. На этом этапе задача психолога состоит в том, чтобы проанализировать имеющую информацию, показать воспитателям зоны риска, т. е. что может помешать ребенку в процессе адаптации к новым для ребенка условиям. Заканчивается этот этап разработкой рекомендаций воспитателям для работы с поступающими детьми

II этап– сопровождение развития детей в группе раннего возраста.

С первого дня посещения ДОУ на каждого ребенка заводится лист адаптации, который заполняется каждый день в течение месяца. По результатам адаптационного листа я отслеживаю уровень адаптации. Если у ребенка тяжелая форма адаптации, тогда возникает необходимость в более углубленной диагностике, изучении ближайшего социума ребенка, индивидуально-типологических особенностей и разработки дальнейших рекомендаций для родителей.

Во время периода адаптации самое главное для ребенка – комфорт и удобство. Поэтому в этот период я регулярно посещаю группы раннего возраста. Оказываю помощь воспитателям в организации благоприятной развивающей среды и создании положительного психологического климата (во время проведения режимных моментов, в игровой деятельности с использованием различных адаптационных игр, пальчиковых игр, психогимнастики, массажа направленных на расслабление мышечного тонуса, зажима). Оказываю помощь воспитателю во время приема детей, отвлекаю ребенка от негативных переживаний, связанных с разлукой с близким взрослым. Кроме того даю рекомендации родителям и педагогам по вопросам, связанным с трудностями, которые возникают в период адаптации.

На этом этапе в обязательном порядке выхожу с выступлением на родительское собрание, на котором провожу презентацию работы педагога-психолога в ДОУ. Вторая часть выступления связана с темой "Все об адаптации".

После того, как закончился процесс адаптации, начинается процесс обучения. Чтобы его начать необходимо знать уровень развития каждого ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе: "Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования"представлены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Но для оценки индивидуального развития ребенка может проводится педагогическая диагностика с целью повышения эффективности планирования воспитателями образовательной деятельности. Для решения задач психологического сопровождения, с согласия родителей воспитанника, может проводиться психологическая диагностика.

Далее мы заводим карту нервно-психического развития, которую ведем до 3-х лет. До 2-х лет уровень развития фиксируется каждые три месяца, после 2-х каждые 6 месяцев, в соответствии с сензитивными периодами. В карте нервно-психического развития фиксируется уровень развития следующих параметров: сенсорное развитие, речь, игра, двигательные навыки, поведение, изобразительная и конструктивная деятельность. Для выявления уровня НПР я использую методики Афонькиной Ю. А. (Психолого-педагогическая оценка детей раннего возраста). Даны конкретные задания, они просты и доступны в использовании.

Карты НПР необходимы для того, чтобы отслеживать уровень нервно-психического развития ребенка, своевременно выявлять отклонения в развитии и выстраивать работу, направленную на выравнивание.

Кроме работы с документами, провожу работу с детьми. Отслеживая по картам НПР детей, требующих особого внимания, организую с ними игровые упражнения, занятия (групповые и индивидуальные). Которые показываю не только детям, но и педагогам, для дальнейшего самостоятельного использования в течение дня.

Особое внимание в работе с детьми раннего возраста уделяю формированию произвольности поведения, развития мелкой моторики руки, развития КГН, развития движений, т. к. в будущем – это формирование эмоционально-волевых процессов.

Помимо консультативной работы в период адаптации особое внимание уделяю работе с родителями в течение всего времени

Целью работы является :

1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.

Работа с воспитателями строится в основном на консультативно-просветительской основе.

1. Консультации по результатам диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (между педагогом и психологом происходит обмен информацией о ребенке, и разрабатывается маршрут обучения для каждого ребенка.

2. Методическое объединение вопитателей групп раннего возраста с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и организации деятельности детей раннего возраста.

3. Итоговый семинар для педагогов групп раннего возраста, где анализируются результаты отмечаются все плюсы и минусы проделанной работы.

Публикации по теме:

Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов. В ходе психологического.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:

Публикация Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Александрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях ФГОС
Опубликовано: 19 мая 2014 в 18:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД