Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Ольга Делягина
Сенсорное развитие детей раннего возраста

Введение

Воспитание чувств надо начинать методически,

с младенческого возраста и продолжать его во

весь период обучения, который подготавливает

индивида к жизни в обществе.

М. Монтессори.

В отечественной педагогике дошкольное воспитание является важным этапом, определяющим все дальнейшее развитие ребенка.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Актуальность

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания.

2. Теоретическая часть

Проблема сенсорного воспитания детей всегда был в центре внимания русских и зарубежных педагогов и психологов. Проблема привлекала пристальное внимание В. М. Бехтерева, П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, Е. И. Тихеевой.

Особый интерес к этой проблеме проявляла М. М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания.

Видными представителями зарубежной педагогики в этой области были Ф. Фребель, М. Монтессори.

Важная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательных занятий с детьми Ф. Фребель придумал шесть «даров».

Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка с двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Второй дар- деревянный шар, цилиндр и куб- предназначался для детей трех- четырех лет. Играя с этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, четвертый дар - для детей старше четырех лет - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое», «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 целый, три разделены по диагонали, образуя шесть призм, еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур.

Шестой дар- 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 целый, три разделены пополам (поперек, а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.

Пятый и шестой дар применялся для развития творческих способностей детей- построения различных построек. Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно ключ к уразумению внешнего мира, а так же приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира», для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла настоящей рассудительности». Ф. Фребель создал свою теорию детской игры, показал её воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно- вводится в жизнь, развивает свои органы чувств.

Заслуга Фребеля в том, что он разработал целую серию игр для детей. Ф. Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает через труд и игру, посредством звуков, красок и форм.

Итальянский врач и педагог М. Монтессори в плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала «гигиене мышления», называя его «ключом» открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека. Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения- это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет - различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних признаков на основе установившегося в уме прочного порядка,- пишет Монтессори,- и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, чтобы научить мыслить, необходимо сравнивать, группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т. е. систему упражнений по развитию органов чувств.

Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, слуха и других.

Благодаря работам М. Монтессори в дошкольную педагогику вошло понятие «сенсорная культура».

Е. И. Тихеева- яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка - дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира - как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми, трудом. Развитие восприятия, мышления, речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве.

Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников - центральные в творчестве Е. И. Тихеевой. Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Е. И, Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты- могучий союзник нравственности. Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствами во всей их полноте, предусмотренной природой? Е. И. Тихеева видела один путь - в «организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью и оказании систематической помощи».

Своеобразие методики Е. И. Тихеевой - разнообразие активных видов деткой деятельности: игра, труд, наблюдения, обследование… Дидактический материал- естественный (семена, плоды, цветы, камни, песок., жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал, искусственный (строительный материал, игрушки, лото, картины, Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка.

Однако она предупреждала: материал должен соответствовать запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств». «Вообще применение дидактического материала с целью развития внешних чувств,- писала она, требует крайне осторожного, продуманного отношения. Нужно прежде всего понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явится подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры.

Проанализировав изученную литературу, мы видим, что в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию истории восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по- разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика. Но как мы видим, везде развитие идет через обогащение сенсорного опыта, посредством зрения слуха, осязания.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т. е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания- своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов, имеют важное значение для операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Видные представители дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Р. Штейнер, Е Тихеева, Л. А. Венгери. др) для сенсорного развития ребенка предлагали использовать специально организованные дидактические игры и занимались разработкой дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Из всего сказанного выше мы видим, что основное содержание сенсорного воспитания- это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение их способами обследования предметов.

Овладение этими знаниями и составляет основу сенсорной культуры человека. Но чтобы овладеть этими знаниями ребенок под руководством взрослого должен многократно повторять различные перцептивные действия, манипулировать с предметами, наблюдать, анализировать.

Знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры и пособия, мы способствуем его всестороннему развитию.

3. Ожидаемый результат этой работы:

- Овладение детьми сенсорными способностями

- повышение педагогического мастерства воспитателя в плане подготовки и организации дидактических игр и пособий.

- создание в группе оптимальной предметно - развивающей среды.

- гармонизация отношений: педагог – дети, родители- дети, педагог - родители.

4. Содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Для того, чтобы достичь поставленной цели – сенсорное развитие дошкольников, мною были поставлены задачи:

1. Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке, в умывальной.

2. Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.

3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

4. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.

Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

• Чтение познавательной литературы.

• Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.

5. Научить ребёнка обследовать.

Обследование осуществляется в три этапа:

• Учить ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко круглое.

• Учить ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

• Учить ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

6. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Для решения задач сенсорного воспитания в своей работе я использовала разнообразные методы:

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Свою работу я начинала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка.

Причем предметно- развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого.

Поэтому изучив литературу по детской психологии и сенсорному воспитанию в детском саду, пришла к выводу, что при проектировании предметно-развивающей среды следует учитывать:

- индивидуальные социально- психологические особенности детей.

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

- возрастные особенности.

Исходя из этих требований, старалась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

В группе был оформлен «Сенсорный центр» с большим количеством дидактических игр.

Имеется центр «Песок - вода», его значение для развития органов чувств трудно переоценить.

В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки, который используется в дидактических играх ( например:«Собери букет», «Где большой листок?» и др., продуктивной деятельности («Выложи узор из листьев», «Кто скорее соберет узор из камушков?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства.

Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности ( например: «Спрячь мышку», «У кого какое платье» и др)

Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:

- «Мозаика»

- конструкторы «Лего»,

- пирамидки (пластмассовые, разной величины,

- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета и т. д.).

Спроектировав предметно- развивающую среду для сенсорного развития детей, я приступила к диагностике, потому что считаю, что успех деятельности воспитателя детского сада зависит от учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей своей группы я проводила специальные контрольно- проверочные занятия, наблюдала за детьми в процессе свободной деятельности, а также использовала методику Печоры Г. В,Пантюхиной К. Л.

И вот наши результаты на начало учебного года :

• Высокий уровень - 0%

• Средний уровень - 50%

• Низкий уровень - 50%

Конечно тут же я столкнулась с проблемой недостатка учебного времени. Нужно было соблюсти баланс со всеми видами детской деятельности, чтобы не получилось так, что результат будет достигнут за счет излишней нагрузки на ребенка, что недопустимо. Поэтому старалась большое количество дидактических игр и пособий планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцированный подход.

Часть дидактических игр и пособий я проводила на участке во время прогулки.

Очень удачно эта работа вписалась в занятия по изобразительной деятельности.

Считаю, что эта продуманная мною работа не нарушила целостности педагогического процесса, и я достигла поставленных мною задач не за счет других видов деятельности.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

Я использовала разнообразные методические приемы:

- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова - стихов, загадок, считалок, песенок)

- Наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа, действия)

- Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….)

Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений были привлечены и члены семей наших воспитанников. В осенний период родители приносили в группу яблоки. Яблоки были разного размера, цвета, и даже вкуса (антоновка – кислое, звездочка – сладкое). Яблоки были шершавые, гладкие, душистые, кислые, сладкие, красные, желтые, зеленые. На родительском собрании по теме «Давайте познакомимся» совместно с детьми было проведено чаепитие. Родители принимали активное участие в его организации. По предложению воспитателей были принесены блюда из яблок (пирог, варенье, яблоки печеные, сушеные).

Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Пособия, дидактические игры, тренажеры мы изготовили только благодаря помощи наших родителей :сенсорную книгу-мякиш, пособие на развитие мелкой моторики малышей, сенсорное панно, связали сенсорные кубики, одежду четырех цветов для куклы, курицу и цыплят.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми способствовала решению поставленных задач: были созданы условия в детском саду, в группе, был обогащен слуховой, обонятельный, осязательный, тактично-двигательный чувственный опыт детей.

В результате моего опыта по сенсорному воспитанию дети научились: находить, называть и различать цвета; различать громкую и тихую музыку; называть на ощупь предметы.

Таким образом, использование дидактической игр и пособий в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий ;

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием.

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

6. Результативность опыта

Я старалась постоянно разнообразить дидактический материал, чтобы детям было интересно. Весь материал был направлен на решение поставленных задач.

Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста - это данные диагностического обследования детей.

В конце учебного года после проведения диагностического обследования я получила следующие результаты:

• Высокий уровень - 40%

• Средний уровень - 50%

• Низкий уровень - 10%

Для диагностики использовала схемы экспертной оценки, разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной.

Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной системы методической работы по проблеме сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

В ходе работы были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр и пособий.

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

5. Заключение

Изучив научно- методическую литературу мы видим, что именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.).

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребёнком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определённые системы.

Таким образом, через дидактические игры и пособия дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр и пособий влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 24 января 2024 в 10:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Делягина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД