МААМ-картинки

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Екатерина Скоробогатова
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Развитие сенсомоторных функций является «фундаментом» для речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста и представляет собой основу для формирования учебных навыков и полноценного обучения в школе.

Сенсомоторное развитие актуально для детей любого уровня развития и возраста. Однако именно в младшем дошкольном возрасте значение сенсомоторного развития наиболее благоприятно для познания окружающего мира.

Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе; развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.

Развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

И. П. Павлов также говорил, что речь - это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Тонкая моторика — основа развития всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Поэтому так важно, чтобы сенсомоторное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка. Однако полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.

Основная цель сенсомоторного развития - сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с миром и самим собой.

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсомоторному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному.

Необходимо брать во внимание то, что каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Важно знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них.

Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности, поэтому значительное место в сенсомоторной деятельности раннего возраста занимают дидактические игры. Главная цель дидактической игры – обучающая. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Но всем известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решать без участия родителей. Только совместное усилие по созданию необходимой предметно-игровой среды, как в группах ДОУ так и в домашних условиях позволяет полноценно развивать и совершенствовать сенсомоторные функции ребенка.

Литература:

Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. – Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие движений детей раннего возрастаРазвитие движений детей раннего возраста Сегодня вспомним основные задачи в раннем возрасте по физическому развитию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки»Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки» Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки». Все педагоги в сфере коррекционного.

Библиотека изображений:

Публикация Сенсомоторное развитие детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Скоробогатова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 22 августа 2022 в 18:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД