МААМ-картинки

Семинар-практикум «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Валерия Запорожец
Семинар-практикум «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Запорожец В. Г., старший воспитатель

МДОУ «Д/с №15» г. Магнитогорска

Семинар-практикум "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель семинара – практикума : особенности нравственно патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуализация знаний педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум „Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

-повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

-углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

-обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;

-вызвать интерес педагогов к данной теме.

Ход

Ознакомление педагогов с темой семинара-практикума, его целями и задачами.

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь: горечь утрат, даже боль ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине… Родина – это все: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважения к родителям, а главное – труд, творческий созидательный труд своего народа».

В современных условиях, когда происходит глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

«Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Чтобы найти верный путь воспитания многократного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появляться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание.  В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Этапы патриотического воспитания дошкольников

Предварительный;

Базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);

Художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);

Когнитивно- эмоциональный (развитие интереса к своей стране, к родному краю);

Эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания

Окружающая среда;

Художественная литература и искусство;

Фольклор;

Практическая деятельности.

Методы патриотического воспитания

НОД;

Игры;

Беседы;

Экскурсии.

     Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников.

     Предлагаю вашему вниманию педагогов направления работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников (Приложение №1).

Направление работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Знакомство с природой родного края   Знакомство с родной страной

Знакомство с родным краем

Знакомство с родным городом

  Граждане города События в жизни города Архитектура города

  Музеи города

  Библиотеки

  Патриотический уголок

  Мини-музеи ДОУ

     

Примерная тематика с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Младший дошкольный возраст. Основное направление работы –ознакомление с ближайшим окружением.

Тематический материал:

Взрослые люди (родовые характеристики, профессии, внешний вид, тематические папки, дидактические игры и. т. п.);

Семья (иллюстрации, изображающие семью, ее членов, фотоальбомы и т. п.);

Дом, в котором ты живешь (фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений и т. п.);

Ребенок и сверстники (тематические папки о детях –мальчики и девочки, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся и др.);

Эмоциональное состояние (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния, пиктограммы);

Поведение детей (тематические папки, иллюстрации о правилах поведения детей).

Материал для ознакомления детей с «малой родиной» :

С детским садом (фотоматериалы, иллюстрации, макет группы детского сада и др.);

С ближайшими улицами (иллюстрации, фотоматериалы, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улицы, микрорайона, на котором расположен детский сад и т. п.);

С родным городом (фотографии, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улиц города и т. п.).

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

Предметы старины;

Русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т. д. ; куклы из деревянных чурбачков, обереги);

Предметы народного декоративного- прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература по фольклору:

Песенки;

Потешки;

Сказки и др.

2. Средний дошкольный возраст. Основные направления работы- ознакомление с ближайшим окружением.

Тематический материал:

Семейные праздники.

2. Материал для ознакомления детей с «малой родиной» :

Со знаменитыми жителями города;

С достопримечательностями своего города;

С природой своего города;

С транспортом;

С архитектурой своего города;

С профессиями, характерными для жителей своего города;

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

Различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья);

Дидактические игры по теме.

4. Произведения устного народного творчества:

Пословицы;

Поговорки и т. д.

5. Элементы символики:

Государственный (флаги герб России);

Муниципальный (флаг, герб города, промышленных предприятий).

6. Материал для ознакомления с защитниками Отечества:

Иллюстрации, тематические папки и т. п.

3. Старший дошкольный возраст. Основные направления работы –краеведческое ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

«Моя семья» :

Семейные фотоальбомы;

Самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и пр.

2. Произвениения устного народного творчества:

Сказки;

Былины;

Предания.

«Родной город» :

«История возникновения города»;

«Промышленность города»;

«Наука, образование и культура»;

«Знаменитые земляки»;

«Наше духовное наследие»;

«Достопримечательности»;

«Архитектура»;

«Спорт»;

Карта города;

Символика города;

Макеты (микрорайона, улиц, архитектурных сооружений города).

4. Мой край:

Символика Челябинской области;

Карта Челябинской области;

Материал, знакомящий детей со славой и достижениями Челябинской области (города Магнитогорска, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

«Родная страна» :

Символика России (герб, флаг, гимн);

Карта России;

Природные зоны страны;

Народы, населяющие страну;

Промышленность и сельское хозяйство;

Различные макеты (достопримечательности, архитектура и т. п.).

«Защитники Отечества» :

«Наши предки –славяне» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);

Богатыри земли русской» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);

«Великая Отечественная война»(иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);

«Война 1812 года» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);

«Российская армия»;

Фотоматериалы «Памятники воинской славы»;

Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).

«Приобщение к истокам русской народной культуры» :

«Как жили люди на Руси»;

«Предметы старины»;

«Из истории русского народного костюма»;

«Народные праздники и гуляния»;

«Народный календарь»;

Русские игрушки (различные куклы – закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т. д. ; куклы из деревянных чурбачков, обереги);

Предметы народного декоративного – прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву м пр.);

Различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья);

Куклы в национальных костюмах.

8. Великие соотечественники:

Портреты;

Художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

9. Наша планета - Земля:

Глобус;

Детская карта мира;

Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

ИГРА КВН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«История, традиции и культура народов России»

А сейчас мы с вами отправимся в мир детства где побудем маленькими детьми и поиграем с вами в очень интересную игру которая называется КВН.

Организационный момент: создание положительного настроя, активизация внимания.

Выборы жюри;

Каждая команда представляет свое название и эмблему («Созвездие», «Дружба»).

За каждый правильный ответ присуждается 1 очко

За ответ другой команды присуждается 5 очков

Вопросы к участникам.

1. В какой стране вы живете? (Россия).

2. Как вы понимаете слово Родина? (Где мы родились и живем, это место, где человек родился, рос, это родной город, страна, в которой мы живем).

3. Каждая команда рассказывает стихотворение о Родине.

Т. Бокова

Родина-слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик в солнечной ладошке,

Куст сирени за окошком

 И на щечке родинка-

Это тоже Родина.

Г. Ладонщиков

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

 

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

4. С чего начинается Родина? (Семья, мама, родной двор, родной город, это самое дорогое, что есть у человека, гражданина).

5. Назовите совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья).

6. Назовите территорию, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

7. Что такое патриотизм? (Преданность и любви к Родине, стране, народу, ее природе, культуре).

8. Какие вы знаете символы государства? (Герб, Гимн, Флаг).

9. Сколько цветов на флаге России? (3 цвета).

10. Назовите их по порядку? (Белый, Синий, Красный).

11. Что означает каждый цвет? (Белая полоса означает мир и чистоту совести. Синяя полоса означает чистое небо, веру и правду. Красная полоса символизирует огонь и отвагу).

12. Существуют и неофициальные символы назовите их? (Белоствольные Березки, Колокольчик, матрешки).

13. Каждая команда выполняет задание на Тему: «Создание коллекции неофициальных символов». Команды объединяются в пары, выбирают символ и вид деятельности, который будут выполнять (рисование, аппликация, лепка).

14. Назовите как можно больше пословиц о Родине?

Нет земли краше, чем Родина наша.

Для родины своей не сил, не жизни не жалей.

Одна у человека мать - одна и Родина!

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Береги землю родную, как мать любимую.

Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

Всякому мила своя сторона.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины – что соловей без песни.

15. Какая птица изображена на гербе России? (Орел, зорко смотрящий в разные стороны и охраняющий Родину от врагов.).

16. Какие цвета используются на гербе России? (Желтый и красный).

17. Что делает всадник на коне? (Святой Георгий Победоносец, который убивает черного змея).

18. Что символизирует черный змей? (Символ зла).

19. Какие атрибуты власти изображены на гербе? (Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе держава. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху).

20. Кто написал слова и музыку гимна России? (Слова гимна написал поэт С. В. Михалков, музыку – композитор А. В. Александров).

21. О чем поется в нашем гимне? (Что наша страна священная, любимая, могучая, великая).

22. Что такое Конституция России? (Конституция России- это книга в которой записаны все основные законы нашей страны).

23. В каком возрасте в нашей стране получают паспорт? (Паспорт вручается гражданам России по достижению 14 лет).

24. Как зовут нашего Президента Российской Федерации? (Владимир Владимирович Путин).

25. Назовите праздничные дни Российской Федерации? (1 января Новый год, 7 января Рождество Христово, 23 февраля День защитника отечества, 8 марта Международный женский день, 1 мая Праздник Весны и Труда, 9 мая День Победы, 12 июня День России, 4 ноября День народного единства).

26. Как называется столица России? (Москва).

27. Кто может рассказать стихотворение о Москве?

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

(В. Степанов)

28. Назовите природные зоны России? (Зона арктических пустынь, Тундра, Лесотундра, Тайга, Степь, Пустыни и полупустыни).

29. Перечислите народные промыслы России? (Хохломская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Жостовский букет).

30. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к дереву или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг).

31. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство).

32. Официальная эмблема государства? (Герб).

33. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В. В. Мономаха).

34. Почему Красная площадь так назвали? («Красная» - значит красивая).

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валерия Запорожец на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 09:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД