Папки-передвижки

Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности дошкольников»

Елена Устинова
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности дошкольников»

Добрый день участники семинара, сегодняшнюю нашу встречу мы начнем с приветствия.

Игра «Здравствуйте» :

Дети и взрослый стоят по кругу. Исполняется пять поочередных шлепков по коленям, говоря: «таба-даба-дам», далее три хлопка, говоря: «здравствуйте!» Так два раза. На третий раз взрослый поворачивается к стоящему справа ребенку, и, произнося «здравствуйте!», хлопает в ладоши ребенка. Остальные делают предыдущие движения. Вслед за взрослым поворачивается следующий ребенок, затем следующий и так до тех пор, пока взрослый не встанет в круг лицом и все дети, образуя снова круг.

Публикация «Семинар-практикум „Влияние чувства ритма на развитие речевой активности дошкольников“» размещена в разделах

Теоретическая часть: (СЛАЙД 2)

Ритм. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят, о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т. д.

(СЛАЙД 3) Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление слитной речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Практическая часть.

1. Игры с картинками. (СЛАЙД 4)

Знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д. (СЛАЙДЫ 5, 6, 7).

2. Чтение слов в ритме. (СЛАЙД 8)

Хорошо развитое чувство ритма создаё т базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во).

(СЛАЙД 9).

3. Ритм с использованием «звучащих жестов». (СЛАЙД 10).

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Часто к этому добавляется звучащий жест. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа - немецкого композитора и педагога. Существует так называемая «орфовская педагогика», помогающая педагогам-музыкантам развивать у детей ритмические способности и тем самым способствовать развитию речи.

Звучащие жесты - это техника ритмической игры на собственном теле. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, веревки. Практически любой предмет может быть использован на занятии: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, ладошки, мыльные пузыри, и т. д. (СЛАЙДЫ 11, 12, 13).

(СЛАЙД 14) Музыкальные игры в системе К. Орфа – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передается по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Орфовская педагогика – это соединение музыки, речи, движения.

Практическая часть.

1. «Стаканчик» (СЛАЙД 15)

2. «Менялки» (СЛАЙД 16)

3. «Взял- отдал» (СЛАЙД 17)

В этих играх ребенок принудительно развивается ритмически, так как вся игра идет по кругу или в парах невозможно делать не ритмично, собьется вся игра.

4. «Фрутти» : Названия фруктов и звучащие жесты дети придумывают сами. Игра проводится в кругу с использованием шумовых инструментов или «звучащих жестов» (СЛАЙД 18)

Заключение. (СЛАЙД 19)

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Устинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности дошкольников»
Опубликовано: 27 января 2021 в 11:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД