Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников при помощи литературных произведений»

Виктория Нечаева
Семинар-практикум для педагогов «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников при помощи литературных произведений»

Цель: обогащать знания педагогов о приемах и методах формирования духовно-нравственных качеств дошкольников при помощи литературных произведений. Повышать мотивацию в работе по развитию этических представлений детей. Развивать творческий потенциал дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников при помощи литературных произведений“» размещена в разделах

Оборудование: фанты желтого и чёрного цветов, ручки, плакат «Добро и зло», мольберт, цветные круги, аудиозапись спокойной музыки, ватманы, пословицы, клей, сердце.

Ход семинара. І вступительная часть. Важной составляющей процесса формирования духовных начал юной личности, является нравственное воспитание. Заботясь о духовном развитии детей, в повседневной работе с ними педагоги должны чаще обращаться к искусству, учить детей воспринимать произведения с позиции красоты, понимать их глубинный смысл и духовную ценность. Для этого самим педагогам необходима подготовка – работа над собой. Именно на это направлен данный семинар. А. Сухомлинский сказал: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, если злу – будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». А что такое доброта? Как она выглядит? В чем проявляется? Часто ли мы задумываемся над этими вопросами? Нет, не часто, если честно. Но наверняка все хотим, чтобы наши дети были добрыми. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. В. Шведова говорится: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим». Как это понимают наши дети? Давайте вместе послушаем, что они об этом говорят. Каждый видит доброту по-своему. Для кого-то это нежное и ласковое лицо мамы, или заботливые руки бабушки. Несомненно, одно: доброта несет в себе ласку и тепло, она нужна любому живому существу, словно солнечный свет, дарующий жизнь на Земле.

Древние говорили: «Сорви цветок любви и подари его тому, кто рядом с тобой и тогда любовь и доброта поселится в его сердце». Есть три способа открыть ребенку любовь и доброту.

1. Слово. Называйте ребенка ласковыми именами, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А поэтому как можно больше ласкайте своего ребенка.

3. Взгляд. Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Организационный момент. Мозговой штурм «Добро и зло».

Участники тянут с коробочки цветные фанты (желтого и чёрного цвета). В зависимости от цвета делятся на две группы. Участники, которые вытянули желтые фанты, записывают на них, что такое «добро».

Те, кто достал чёрные фанты – что такое «зло». Фанты с записями прикрепляют на плакат. Потом обсуждают ответы. Подытоживая ответы участников семинара, ведущий вывешивает выписанные с толкового словаря определения «добро», «зло».

Добро -все положительное, хорошее полезное, дружественное отношение к людям.

Зло - худое, лихое; противоположно добру, намеренное причинение кому-либо вреда, страданий.

Создание модели «Пути к сердцу ребенка». Ведущий раздает педагогам цветные круги и предлагает написать на них методы, при помощи которых осуществляется духовно-нравственное воспитание дошкольников. Потом круги с надписями прикрепляют к доске в виде лепестков цветка вокруг серединки с надписью «Пути к сердцу ребенка».

Упражнение «Составь пословицу». Ведущий: все народное творчество – это старейший вид искусства. Другое его название –фольклор. Это слово в переводе с английского означает «народная мудрость». Изучая устное народное творчество, дети усваивают основы духовности, которые закладывалисьв народные произведения в течении веков. Используя фольклор выполним упражнение

«Составь пословицу».

Ведущий раздает каждой группе участников карточки с записанными словами, с которых нужно составить пословицы.

Здоровье а доброму сухарь впрок и на злому и мясное не.

(Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок)

На само торопись а худое доброе дело, приспеет

(Торопись на доброе дело, а худое само приспеет)

Упражнение «Назови пословицу»

Ведущий: каждый по очереди назовите пословицы про добро.

Каждая группа по очереди называет пословицы.

Пословицы про добро.

Доброта без разума пуста.

Доброму добрая память.

Не ищи красоты, ищи доброты.

На свете не без добрых людей.

Добрые умирают, да дела их живут.

Доброму делу не кайся.

Лихое лихому, а доброе доброму.

С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне.

Доброе дело не опоздано.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Про доброе дело говори смело.

Наступая на горло, да по доброй воле.

Доброму бог помогает.

Доброму человеку, что день, то и праздник.

Доброе дело — правду говорить смело.

Кто доброе творит, того зло не вредит.

Создание коллажа «Доброта»

Ведущий: Сегодня мы много говорили о важной составляющей духовной культуры - доброте и художественном слове, как способе ее воспитания детей. Сейчас предлагаю вам выполнить задание, которое продемонстрирует, как при помощи изобразительного искусства можно формировать духовность дошкольников.

Задание: изготовить коллаж и нарисовать на нем те предметы, с которыми у вас ассоциируется понятие доброта. Прокомментировать получившийся результат.

Упражнение «Сердце добрых желаний»

Ведущий: Подытоживая все сказанное, давайте создадим «Сердце добрых желаний». Каждый участник должен написать на части сердца заповедь, которой необходимо придерживаться, чтобы люди жили в добре.

Ведущий: Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения. Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.

Часто воспитание доброты кроется в мелочах, которые мы даже не замечаем. Вот ребенок, играя, сломал ветку дерева, кинул песком в отдыхающую в траве кошку, кинул палку или камень в пробегающую собаку. Мелочи? Да, мелочи, но если вы не выразите ребенку своего недовольства этими поступками, у малыша не сложится система нравственных оценок поступков, как своих, так и других людей. Мне также хотелось бы обратить внимание на такой современный феномен, как умение ребенка защищать себя. Как большинство из нас учат этому? Да проще простого: «У тебя отняли игрушку? Иди, отними обратно!», «Обидели? Дай сдачи! Да посильнее, чтобы неповадно было впредь!» При этом мы совершенно забываем, что сила духа, сила характера произрастает именно из доброты, а никак не из агрессии, пусть даже ответной! Добру надо учить. Как вы думаете, что значит учить детей добру? Как этому учить? Общаясь с ребенком, не забывайте показывать ему примеры доброты. Чтобы лучше понять ребенка, его поступки, нужно и самим быть молодым, бодрым, энергичным. Юмор и физкультура в этом самые верные помощники. А сейчас, дорогие мои коллеги, выходите по порядку на веселую зарядку.

Музыкальная физкультминутка «Солнышко лучистое»

Молодцы! Пусть всегда юмор и физкультура поддерживают вас в воспитании добрых, отзывчивых малышей!

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников при помощи литературных произведений»
Опубликовано: 31 мая 2022 в 20:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД