Папки-передвижки

Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)

Светлана Чердынцева
Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)

Сценарий занятия составлен для детей старшего дошкольного возраста. Цель мероприятия: продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру и быт своего народа, о жилище русского человека, о красоте и целесообразности деревянного зодчества. Во время занятия дети много узнали о русской избе, побывали на выставке русского зодчества, создавали композиции из которых оформили выставку «Изба что терем

Публикация «Сценарий занятия „Двор что город, изба что терем!“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Время проведения мероприятия соответствует САНПИНу и гигиеническим требованиям. Содержание сценария основано на требованиях ФГОС ДО.

Программное содержание.

Задачи.

Образовательные:

Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке.

Знакомить с понятием «надворные постройки» (ухожи, с особенностями ремесла плотников на Руси.

Учить видеть простоту, красоту и целесообразность деревянного зодчества.

Развивающие:

Развивать художественно-изобразительные возможности детей при рисовании по замыслу.

Развивать чувство цвета, формы, композиции.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, чувство уважения и гордости за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием.

Интеграция образовательных областей:

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие.

Предварительная работа.

Экскурсия в городской краеведческий музей – постоянно действующая экспозиция «Изба переселенцев». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание потешек, пословиц. Разучивание русских народных игр. Беседа «В горнице моей светло». Обыгрывание игры-ситуации «Вместе мы избу построим», игра в тех дружных русских людей, которые трудились и веселились, строили избу всем селом.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением строений на основе деревянного сруба (избы, крытый колодец, мельница, терем, ворота, образцы разных украшений для деревянных строений; музыка по мотивам русских народных песен; инструменты плотника (или иллюстрации, макет деревянной избы (или иллюстрация, Петрушка (кукла, цветные карандаши, восковые мелки, бумага, масляная пастель, салфетки.

Словарная работа: рубленая изба, ставни, ухожи, хлев, амбар.

Методы и приё мы: словесный, наглядный, практический.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона). Под русскую народную музыку дети заходят в кабинет изобразительного искусства.

Педагог ДО. Ребята, мы сегодня узнаем с вами о русском быте, в каких домах жили наши предки.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

2. Основная часть.

Педагог ДО. Ребята, из какого материала построены дома, в которых вы живёте? (ответы детей)

Кто из вас видел дома, построенные из больших деревянных брёвен? Может, кто-то жил в таком доме? (ответы детей)

Педагог ДО.

Давным-давно люди жили в деревянных домах, которые отапливали печками. Такие дома называли избами. Для того чтобы построить избу, нужно было прежде всего срубить дерево и заготовить прочные брёвна.

Работали топором, пилой. Рубить – дело не лёгкое. Поэтому приглашали соседей: «Люди добрые, соседи любезные, сделайте одолжение, приходите ко мне «на помочь» – избу рубить. А я вас и хлебом и солью и квасом угощу. Так сложилась добрая русская традиция помогать друг другу – помочь. И сейчас эта добрая традиция сохранилась – приходить на помощь друг другу. Давайте помнить об этом.

Потом брёвна обрабатывали и строили из них избу. Большую часть работы мастера делали топором – рубили, поэтому избы называли рубленными. Посмотрите!

(Педагог показывает либо макет избы или иллюстрацию с её изображением)

Такие деревянные дома, построены весьма прочно из сосновых брёвен, которые кладутся одно на другое и скрепляются между собой связями по углам. Между брёвнами кладут мох для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со двора или с улицы. У крестьян, в простых избах, двери и окна делались небольшими, чтобы сохранить побольше тепла. В окнах вместо стёкол вставляли слюду, потому что стёкол в то время ещё не было, а когда оно появилось, то было очень дорогим. На ночь окна закрывали ставнями – дощатыми створками. Вплотную к избам пристраивались дополнительные срубы – хлев, амбар. В хлеву держали домашних животных, а в амбаре хранили зерно. Иногда такие постройки располагались отдельно от жилой избы, во дворе, и назывались ухожами. Двор огораживали изгородью (забором). Заехать во двор на коне с телегой можно было через ворота, а зайти через калитку. Люди любили и берегли свои жилища. До наших дней дошли русские пословицы: «Своя избушка – свой простор», «В гостях хорошо, а дома лучше».

Далее педагог приглашает детей на выставку русского зодчества (иллюстрации размещены на стенде). Во время просмотра обращаем внимание детей на разные деревянные строения – хоромы (большие, просторные срубы, терема (высокие срубы, часовни, избы – и комментируем отличительные особенности строений (в теремах много небольших окон, в избах крестьян на окнах затворы-ставни, почти все строения украшены деревянной резьбой).

(Появляется Петрушка и зазывает детей)

Петрушка. Здравствуйте, судари! Поклон вам, сударыни! Есть для вас один вопрос! У меня большущий нос?

(Дети здороваются с Петрушкой)

Петрушка. Скажите-ка мне, дорогие ребята, кто строил такие замечательные рубленые избы, терема? (Ответы детей)

Петрушка. Правильно! Занимались строительством плотники. Это были искусные мастера, они использовали самые простые инструменты: ручную пилу, топор, стамеску и долото (показ инструментов).

У меня ещё вопрос! Нет, ребята, не про нос! Непонятно, как брёвна держались друг за друга и не раскатывались, ведь гвоздей в ту пору не было? (Предположение детей)

Педагог ДО. Брёвна соединялись между собой при помощи вырубок, которые плотники делали топором по краям брёвен (показ схемы).

Петрушка. Ребята, порадуйте меня – нарисуйте дома-терема, избы-хоромы или маленькие избушки, а ещё мельницу и колодец!

Педагог ДО. Хорошо, Петрушка, мы твою просьбу выполним. Ребята! Давайте нарисуем разные постройки, и у нас получится целая деревенская улица, а Петрушка немного отдохнёт и посмотрит, как мы будем рисовать.

Педагог приглашает воспитанников к творчеству.

Прежде чем начать рисовать, давайте рассмотрим схемы-конструкций деревянных срубов и иллюстрации. Обращает внимание детей на форму домов, украшения, дополнительные детали.

Физминутка. А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь ка за дело.

Рисование сопровождается музыкой. Во время творчества педагог следит за осанкой детей, оказывает помощь при необходимости.

Педагог ДО.

- Ну вот все работы готовы. Все работы вывешиваем на магнитной доске. А теперь давайте вместе с Петрушкой полюбуемся на наши избы, терема, хоромы. Посмотрите! У нас получилась целая деревенская улица.

3. Заключительная часть.

Педагог спрашивает, что детям понравилось на занятии.

(Высказывания детей). Далее педагог предлагает оформить выставку рисунков «Двор что город, изба что терем в фойе ДОУ для всеобщего обозрения.

Публикации по теме:

Презентация «Отгадай, что спряталось? Загадки о народном прикладном искусстве» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Конспект занятия по конструированию «Город» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Город» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • закрепить знания.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Сценарий праздника «Осенние встречи». Старший дошкольный возраст Слышится шум дождя. (Фонограмма) Выходят мальчик и девочка с зонтом. Мальчик. Осень, ты осень, Скучные дожди. Не спеши к нам, осень, Немножко.

Сценарий «Осенняя корзина» старший дошкольный возраст Праздник осени в детском саду. Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Зал украшен как осенний лес. Вход детей. Танец с.

Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возрастСценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Праздник осени в детском саду. Сценарий «Осенняя корзинка». Старший дошкольный возраст Задачи: — создавать условия для активной подготовки.

Сценарий праздника 8 марта (старший дошкольный возраст) 2016 год. Сценарий праздника 8 марта старший дошкольный возраст2016год. Автор: Лебедева Ю. Д. Бабаева Ю. Д. Ведущая: Что такое счастье? Таким.

Сценарий развлечения о профессиях «Кем быть?» (старший дошкольный возраст)Сценарий развлечения о профессиях «Кем быть?» (старший дошкольный возраст) Сценарий развлечения «Кем быть?» (старший дошкольный возраст) Вступление. Разыгрывание сценки. Мы сегодня всех ребят Группы номер семь,.

Сценарий утренника «В терем к Деду Морозу» (старший дошкольный возраст) Герои: Ведущая, Снегурочка, Дети : Бусинки, гномы, снежинки, ковбои В зал входит ведущая и Снегурочка. Ведущая: Круглый год сидит.

Сценарий праздника «Рождественские посиделки» (старший дошкольный возраст)Сценарий праздника «Рождественские посиделки» (старший дошкольный возраст) Рождественские посиделки (старший дошкольный возраст)Соавторы: Зотова Любовь Леонидовна и Жицкая Елена Владимировна Вед: Наступило Рождество,.

Библиотека изображений:

Публикация Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Чердынцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 27 марта 2018 в 14:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД