МААМ-картинки

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет (9 фото)

Анна Царевская
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет

Пояснительная записка

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

Публикация «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет» размещена в разделах

В сборнике предлагаются различные дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста, которые представлены в 5 разделах: количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, развитие логического мышления. В пособии имеются игры, головоломки для работы с детьми 4-5 лет.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах.

Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрение самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

Раздел 1.

Количество и счет.

Дидактическая игра «Весёлый счёт»

Цель: учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; развивать умение считать предметы.

Ход игры: В ходе игры (на начальном этапе с помощью взрослого, а потом самостоятельно) ребенок выбирает персонажа, размещает его в одном из окошек вагона, в другом – помещает цифру равную количеству предметов, которые надо привезти этому персонажу; в верхний карман помещает эти предметы.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет

Дидактическая игра «Божьи коровки»

Цель: учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов.

Ход игры: Попросить ребенка или детей сначала разложить ромашки по порядку, пересчитать их. После сосчитать в обратном порядке. Посадить божьих коровок на свою ромашку (сосчитать точки на крыльях).Варианты игры: построить божьих коровок по порядку; показать самую старшую (младшую) божью коровку; подобрать соседей для этой божьей коровки (с тремя точками, с четырьмя точками и т. д.).

Фото №1 Пояснительная записка На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные активные физически развитые способные решать интеллектуальные и личностные задачи члены общества

Дидактическая игра «Сколько не хватает»

Цель: формировать умение выполнять простые арифметические действия, развивать произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Задача ребенка – правильно собрать весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 4 дополняющие ее карточки-ответа. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов ребенка.

Дидактическая игра «Поиграем - посчитаем»

Цель: учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; сравнивать группы предметов по количеству, развивать умение считать предметы.

Ход игры: Вариант 1. На дереве или полянке размещаются предметы одной из групп счетного материала, затем дети, посчитав, выкладывают карточку с необходимой цифрой. Вариант 2. На дереве или полянке размещаются предметы двух групп счетного материала, затем дети, посчитав, выкладывают карточку с необходимой цифрой и производят сравнение по количеству.

Фото №2 Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира расширение кругозора детей

Раздел 2.

Величина.

Дидактическая игра «Большой, средний, маленький»

Цель: учить сравнивать предметы по величине; закреплять понятия «большой», «средний», «маленький». Развивать зрительную память, внимание.

Ход игры: Дать ребенку несколько комплектов карточек. Попросить найти карточку с изображением самого большого предмета, затем найти карточку с изображением самого маленького предмета. После чего показать карточку с изображением среднего размера предмета. Спросить какой это предмет большой или маленький? Куда его нужно положить? После чего попросить выложить ряд начиная с самого маленького - возрастающий. Затем ряд начиная с самого большого - убывающий.

Дидактическая игра «Подбери по размеру»

Цель: учить сравнивать предметы по величине; закреплять понятия «большой», «средний», «маленький». Развивать зрительную память, внимание.

Ход игры: Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру. Например, большому зайчику – большую морковку, маленькому зайчику – маленькую.

Дидактическая игра «Гаражи и машинки»

Цель: учить сравнивать предметы по ширине; закреплять понятия «широкий - узкий». Развивать зрительную память, внимание.

Материал: полоски разного цвета и ширины, конструктор, машинки.

Ход игры: Построить гаражи, подходящие по ширине и цвету дорожки. Затем подобрать к ним соответствующую машинку.

Дидактическая игра «У кого хвост длиннее»

Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине; закреплять понятия «длинный - короткий». Развивать зрительную память, внимание.

Материал: фигурки животных и их хвостов, мерные полоски.

Ход игры: Животные поспорили чей хвост длиннее. Предложить детям определить где чей хвост. Затем с помощью условной меры определить у кого он длинный, а у кого короткий.

Дидактическая игра «Чей домик?»

Цель: формировать умение соотносить предметы по длине, ширине, высоте.

Материал: фигурки животных и их домиков.

Ход игры: Детям необходимо расселить животных по домикам, соответствующим их величине и цвету.

Фото №3 И решение этих задач возможно через игровую деятельность

Раздел 3.

Геометрические фигуры, цвет.

Дидактическая игра «Город фигур»

Цель: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах.

Ход игры: На начальном этапе знакомим детей с городом фигур и его жителями. Затем, на пример, квадратик идет в гости к своим друзьям (путешествие сопровождать вопросами: "К кому пришел в гости квадратик?", "Какой формы этот домик?", "По какой дорожке идут друзья?" и т. д.).

Следующий вариант - фигурки вышли на прогулку, где увидели солнышко, облака, деревья и т. д. (здесь можно уточнять не только форму, но и цвет увиденного).

Дидактическая игра «Подбери фигуры»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).

Материал: набор геометрических фигур, разных по цвету и величине.

Ход игры: Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета. Выкладывается начало ряда, они должны его продолжить и аргументировать свой выбор.

Фото №4 Публикация Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей лет размещена в разделах Дидактические игры Математика

Дидактическая игра «Соберем бусы»

Цель: формировать умение видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы. Выкладывает на шнурочке начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Фото №5 Игры и дидактические пособия по ФЭМП Математика

Дидактическая игра «Найди похожий предмет»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы, развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: Игровое правило: сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой, брать только по одной карточке с предметом, подходящим к данной фигуре по форме. В игре могут принимать участие несколько человек.

Фото №6 Игры и дидактические пособия по ФЭМП математических представлений для детей

Дидактическая игра «Совы»

Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие мыслительных операций обобщения, классификации.

Материал: набор карточек с геометрическими фигурами и совами им соответствующими.

Ход игры: Ребенку необходимо найти пары: геометрическая фигура «домик» - сова. Не забывая называть каждую геометрическую фигуру, в которую спрятались совы.

Дидактическая игра «Заплатки»

Цель: развитие умение видеть целую картинку; зрительного восприятия величины, цвета, формы; внимания, памяти.

Ход игры:

Вариант 1: Ребенку выдаются карточки с отсутствующими частями картинки, а также так называемые «заплатки». Ребенок должен подобрать нужную заплатку по цвету. Вариант 2: Нескольким детям выдаются по 1-2 карточки с отсутствующими частями. Ведущий предлагает карточки – «заплатки». Дети должны подобрать свою «заплатку».

Раздел 4.

Ориентировка в пространстве.

Дидактическая игра «Направо - налево»

Цель: формировать умение различать понятия "справа-слева", "направо-налево", ориентироваться в пространстве; развивать зрительное восприятие, внимание и память.

Материал: набор карточек.

Ход игры:

Предложите детям выполнить разные задания:

- найти все машинки, которые едут направо (налево,

- найти зверят, которые держат предмет в правой (левой) лапке,

- выбери картинки, на которых солнышко светит справа (слева,

- выбери зверят, у которых бантик справа (слева) и т. д.

Дидактическая игра «Что где находится?»

Цель: развивать пространственные представления детей, тренировать в словах, описывающих положение предмета в пространстве.

Материал: 6 игровых полей, набор карточек с предметами из предлагаемых сюжетов.

Ход игры: Дети как в домино раскладывают поле с картинками и подбирают к нему предметы, относящиеся к предметной картинке. Отвечают на вопросы воспитателя, что находится справа, слева, около, за, по, посередине и т. д.

В процессе игры дети тренируются правильно характеризовать положение предметов, тренируют речь и обогащают словарный запас.

Дидактическая игра «Вокруг да около»

Цель: формировать пространственные понятия, развивать зрительное восприятие и произвольное внимание.

Материал: 72 карточки с парными сюжетами.

Ход игры: раздать карточки и предложить детям найти пары. Например, на одной карточке котенок сидит перед домом, на второй – за домом. Объясните, в чем различие изображений, используя предлоги и наречия, которые указывают на положение в пространстве. Раздайте участникам половину карточек. Затем показывайте по одной оставшиеся – игроки забирают подходящие карточки, составляют пару и комментируют расположение предметов. Кто быстрее всех собрал все пары – тот выиграл.

Дидактическая игра «Картина»

Цель: развивать пространственные представления детей, закреплять знание времен года.

Ход игры: Вариант 1. Педагог предлагает детям определенные картинки. Воспитанники по инструкции педагога располагают соответствующие картинки на одном из четырех полей, в соответствии с временем года. Воспитатель задает вопросы. А дети полным предложением отвечают на вопросы воспитателя.

Вариант 2. Дети самостоятельно создают картину из предложенного перечня картинок. А затем, рассказывают, что они изобразили.

Фото №7 Средняя группа среднего дошкольного возраста которые представлены в разделах количество и счёт величина геометрические фигуры ориентировка в пространстве развитие логического мышления

Раздел 5.

Логическое мышление.

Дидактическая игра «Логические таблицы»

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Ход игры: Детям раздаются карты с таблицами, затем поочередно показываются карточки с картинками. Те дети, кому предметы подходят по цвету и форме, берут их себе и выкладывают на подходящую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свои таблицы правильными карточками.

Фото №8 В пособии имеются игры головоломки для работы с детьми лет

Дидактическая игра «Колумбово яйцо»

Цель: учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.

Материал: набор «Колумбово яйцо».

Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком.

Дидактическая игра «Танграм»

Цель: формировать умение выкладывать из комплекта геометрических фигур различные силуэты.

Материал: набор «Танграмм».

Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу, используя весь комплект деталей целиком.

Коврик-головоломка «Круги»

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики, логического мышления.

Ход игры: Задания для одного игрока:

- выстраиваем детали в ряд таким образом, чтобы, например, все желтые части смотрели вверх;

- ищем одинаковые детали;

- даем ребенку две детали и просим собрать из них, например, красный кружочек;

- просим ребенка собрать из деталей, например, зеленых кружочков строим пирамидку;

Игры для нескольких игроков:

- Домино - выкладываем детали в одну линию таким образом, чтобы цвета в прикладываемых деталях совпадали;

- Странные "крестики-нолики" - дети по очереди выкладывают детали по правилам головоломки. Побеждает тот, кто первым выложил все свои детали.

Дидактические игры со счетными палочками

Цель: формировать умение выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов.

Материал: набор счетных палочек, карточки-схемы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям различные задания со счётными палочками:

1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;

2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;

3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Цель: развитие логического мышления, умение находить и продолжать закономерности.

Материал: карты с таблицами, карточки с картинками.

Ход игры: Ребенку необходимо найти закономерности в ряду картинок и продолжить его.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1985.

2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – М. : Мозаика-Синтез, 2019.

3. Козлова В. А. Квадратенок: дидактические игры по математике для дошкольников. – М. : Школьная пресса, 2002.

4. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет – М. : Сфера, 2020.

5. Помараева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. – М. : М. : Мозаика-Синтез, 2011.

6. Тугунцева Т. С. Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч. -практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.

Публикации по теме:

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Дидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представленийДидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представлений Предлагаю вашему вниманию д/и "чудо - поле" Д/и «Чудо-поле». Материал. Полотно, обтянутое тканью с пришитыми с обеих сторн липучками. Наборы.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений (II часть) Месяц: Декабрь Неделя: I Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Ориентировка во времени». Задачи: - Развивать чувство времени,.

Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 летКонспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 лет Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «38 попугаев» Цель: изучение нового материала по теме «Измерение». Образовательные задачи: 1) учить измерять с помощью условной меры длину предмета;.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке»Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «На помощь принцессе Звёздочке» Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений тема: «На помощь принцессе Звёздочке» Воспитатель: Артемьева Людмила.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Сценарий ООД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ФЭМП, с которым я участвовала в проекте "Педагогический навигатор".

Библиотека изображений:

Публикация Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Царевская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет
Опубликовано: 21 марта 2022 в 23:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД