Папки-передвижки

Самостоятельность ребенка в 4 года. Критерии оценки

Елена Мельникова
Самостоятельность ребенка в 4 года. Критерии оценки

Мельникова Елена Витальевна

Можно ли проверить сформированность навыков самостоятельности в повседневной жизни у детей 4-го года жизни?

Сегодня уже звучит как аксиома тезис о том, что ребенка, чтобы он мог обслуживать себя в повседневных ситуациях и играть сам, нужно, чтобы его этому научили.

Понятие навыков в повседневной жизни достаточно обширное, акцент будет сделан на формировании навыков самостоятельности в бытовой и игровой деятельности, то есть в формировании навыков самообслуживания у младших дошкольников и навыков самостоятельности в игре.

Публикация «Самостоятельность ребенка в 4 года, Критерии оценки» размещена в разделах

Наиболее ярко детская инициатива и самостоятельность проявляются в игровой деятельности, что подтверждается исследованиями А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др.

Формирование навыков самостоятельности в повседневной жизни у детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, если в практике образовательной деятельности ДОУ использовать различные игровые модели, помогающие ребенку запомнить алгоритм движения, помогающий освоить тот или иной бытовой навык; создавать проблемные ситуации, активизирующие детей к проявлению самостоятельности в повседневной жизни; использовать дидактические и пальчиковые игры, активно включаемые воспитателем в различные виды детской деятельности с целью развития мелкой моторики, любознательности, инициативы, так необходимых для проявления самостоятельности ребенка в быту и в игровой деятельности.

Главным методом является педагогическое наблюдение за детьми 3-4 лет во время пребывания их в детском саду в разные режимные моменты.

Выделим следующие уровни развития навыков самообслуживания у дошкольника 4-го года жизни :

- высокий уровень – ребёнок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий, понимает и может объяснить необходимость того или иного навыка самообслуживания, таких как: навык мытья рук и умывания, навык культуры еды и поведения за столом, навык одевания и раздевания, навык пользования носовым платком (3 балла);

- средний уровень – ребёнок иногда испытывает затруднение в выполнении каких либо навыков, что требует помощи взрослого: навык мытья рук и умывания, навык культуры еды и поведения за столом, навык одевания и раздевания, навык пользования носовым платком (2 балла);

- низкий уровень – ребёнок неуверенно выполняет действия, необходима постоянная помощь взрослого в выполнении навыков: навык мытья рук и умывания, навык культуры еды и поведения за столом, навык одевания и раздевания, навык пользования носовым платком (1 балл).

Поскольку в навыках самостоятельности в повседневной жизни были выделены и навыки самостоятельности в игре, то выявление их сформированности также происходит посредством наблюдения за игрой детей.

При наблюдении за детьми обращалось внимание на самостоятельность ребенка в игре. С этой целью воспитателем создавалась игровая ситуация, которая подталкивала ребенка к выполнению тех или иных игровых действий. Например, воспитатель говорила, что кукла плачет, может она голодная? Детям подана идея, а дальше воспитатель наблюдает, как через игровую деятельность детей идея развивается в игровых действиях каждого ребенка.

Воспитатель наблюдает: кто из детей самостоятельно включается в игру, помогает тем, кто не смог начать игру; кто высказывает свои желания в начале и процессе игры; кто взаимодействует со сверстниками в игре и занимает позицию сотрудничества, считаясь с желаниями других детей.

Критерии оценивания навыков самостоятельности в игре :

1) инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от дошкольника принятия быстрых решений);

2) настойчивость (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств;

3) умение ориентироваться по обстоятельствам.

Были выделены следующие уровни развития навыков самостоятельности в игре :

- высокий уровень – ребёнок часто проявляет инициативу в самостоятельном выборе игры, проявляет настойчивость в преодолении проблемных ситуаций в игре, обладает навыками ориентироваться по обстоятельствам (3 балла);

- средний уровень – ребёнок не часто проявляет инициативу в самостоятельном выборе игры или игровых действий в совместной со сверстниками игре, испытывает затруднения в самостоятельном включении в игру сверстников, недостаточно проявляет настойчивость в преодолении проблемных ситуаций в игре, испытывает затруднения ориентироваться по обстоятельствам игры, нуждается в подсказке взрослого (2 балла);

- низкий уровень – ребёнок не обладает навыками самостоятельной игры, или самостоятельного выбора игровых действий в совместной игре со сверстниками, не может без помощи взрослого включиться в игру сверстников, необходима постоянная помощь взрослого в преодолении проблемных ситуаций в игре (1 балл).

Публикации по теме:

Карта оценки информационной безопасности мультфильма для дошкольников Критерий оценки Продолжительность мультфильма: • для детей 3–5 лет: до 15–20 минут • для детей 5–7 лет: до 30 минут Особенности видеоряда:.

Карта оценки организации Рппс в ДОУ в рамках проведения процедуры Всоко ДО Карта оценки организации РППС в ДОУШкала оценивания: соответствует/не соответствует 1. Насыщенность предметно-пространственной развивающей.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Комплексно-тематическое планирование по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» Уважаемые коллеги! Продолжаю публикацию комплексно - тематического планирования по разделам общеобразовательной программы дошкольного образования.

Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года»Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3–4 года» Консультация для педагогов «Конструирование в развитие ребенка в 3-4 года». Конструирование —важное средство умственного воспитания детей.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей»Консультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Консультация для воспитателей «Параметры оценки занятия «Дикие животные» в средней группе» (продолжение) «Дикие животные» НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира) Рисование на контурной основе (Ёжик). Интеграция ОО:.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Родительское собрание «Первые оценки» во 2 классе Оценки. Как к ним относиться? Уважаемые т. родители! Совсем недавно вы волновались и переживали, отдавая детей в 1 класс. Каждый из вас.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Самостоятельность ребенка в 4 года. Критерии оценки (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Мельникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Самостоятельность ребенка в 4 года. Критерии оценки
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 04:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД