Получи документы

Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»

Ольга Евтюхина
Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»

Проблема: Невысокий уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания дошкольников

Цель: расширить знания педагогов по проблеме к гендерного подхода к воспитанию и обучению дошкольников

Задача: разработать систему мероприятий, направленную на повышение уровня компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания

Публикация «Самообразование „Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Конечный продукт:Система методических мероприятий, способствующая повышению компетентности педагогов вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их гендерных особенностей

Актуальность проблемы

Гендерные педагогические исследования как самостоятельное научное направление сложилось сравнительно недавно, начиная с 90-годов прошлого столетия. Но с каждым годом в разных странах мира все больше и больше исследователей обращаются к изучению категории «гендер» и различных ее аспектов в обучении и воспитании. В результате проведения этой работы одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования существуют серьезные проблемы, касающиеся гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности.

В настоящее время воспитателями и родителями очень слабо ведется работа по преодолению разобщенности между девочками и мальчиками в играх и других видах детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща.

Воспитателями не осуществляется дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности в детском саду, так и в повседневной жизни.

С внедрением в практику работы дошкольного учреждения ФГОС как к построению образовательной программы, так и к организации воспитательно-образовательной работы в детском саду, одной из задач современного дошкольного образования стала социализация воспитанников, в процессе которой должны создаваться условия для эффективного развития личности ребенка.

Так, говоря о развитии современного ребенка, мы говорим о том, что ребенок развивается не просто как индивид, а как индивид определенного пола, поэтому неотъемлемой частью общего психического развития дошкольников является процесс гендерной социализации, включающий в себя формирование психологического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации.

И поэтому процесс формирования гендерного воспитания и обучения детей в условиях детского сада заслуживает пристального внимания, и важная роль в этом процессе принадлежит именно педагогам, как носителям традиций и культуры общества. Ведь по статистическим данным дети находятся в дошкольном учреждении от 40 до 50 часов в неделю, в то время как работающие родители общаются с ребенком не более полутора часов в день, т. е. 7,5 часов в течение рабочей недели.

Важно, чтобы педагоги сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» мальчика и «женственность» девочки от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам.

Но гендерные представления самих педагогов нельзя изменить стихийно.

Изменение содержания и характера гендерных представлений педагогов дошкольных учреждений, как своих собственных, так и относительно воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста возможно только при специальной целенаправленной работе.

Безусловно, качество воспитания ребенка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому педагогам необходимо быть носителями и трансляторами гендерной культуры.

Различные методы как групповой, так и индивидуальной работы должны способствовать коррекции гендерных представлений взрослых.

Внедрение гендерного воспитания в образовательную программу дошкольного учреждения позволяет:

закреплять у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочках (женщин);

заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;

сформировать необходимые умения приобретать полезный жизненный опыт.

Основные пути:

• воспитание и развитие мальчиков и девочек в дифференцированной и совместной среде с акцентом на гендер;

• изменение предметно-развивающей среды: равноценное наполнение как «девчоночьими» материалами и пособиями, так и «мальчишечьими».

• сотрудничество родителей с воспитателями, психологами дошкольного отделения.

В результате целенаправленного использования игр, упражнений и различных заданий развивающего характера у дошкольников будут формироваться навыки общения с ровесниками и взрослыми людьми противоположного пола. В игре, обучении, общении, свободном время провождении ребенок научится лучше понимать внешние качества и личностные характеристики, отличающие мальчиков от девочек. Постепенно будут формироваться навыки культуры общения на основе понимания особенностей мужского и женского поведения, будут закрепляться представления о мальчиках и девочках – будущих родителях.

Главная задача воспитателя – помочь дошкольнику приобрести значимое социальное качество – осознание себя как носителя женской или мужской роли.

Передо мной как старшим воспитателем встала задача, как донести до своего педагогического коллектива важность и интерес работы по внедрению гендерного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста, чтобы он воспринял это не как дополнительную нагрузку, а как инновации в работе, которые помогут им в организации жизни детей.

Основными направлениями деятельности на 2014-2015 учебный год стали:

• Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме

• Проведение психологических исследований, позволяющих определить гендерную идентичность у педагогического коллектива, а также позволяющих оценить гендерные установки педагогов и их стереотипы в конкретной социальной группе (анкета для педагогов, анкета «Представления о женщинах и мужчинах в своей культуре»)

• Выделение различий между «гендерным» и «полоролевым» подходами

• Разработка форм и методов работы с педагогами, направленных на понимание ими гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста и использование их в работе с девочками и мальчикам.

Исходя из того, что мне самой был мало знаком данный вопрос, упор был сделан на изучение имеющейся в учреждении литературы, а также Интернет-источников.

Поняв, что психологическая литература трудна для восприятия воспитателям, была составлена картотека журнальных статей. В методическом кабинете была создана постоянно действующая выставка методической литературы и периодической печати по интересующей нас проблеме.

В работе с педагогическим коллективом на 2-ю половину 2014-2015 учебного года были выделены наиболее доступные и действенные формы

• Групповые занятия (лекции, семинары)

• Конкурсы

• Индивидуальные консультации

• тренинги

Завершением работы над этой темой стал «Педагогический КВН», который обобщил полученные знания педагогов и выявил их большой интерес к данному направлению. Команды подбирали народный фольклор с акцентом на гендер и литературный материал по формированию КГН мальчиков и девочек, составляли сценарии праздников для мальчиков и девочек, в творческой паузе инсценировали песню «Из чего сделаны наши мальчишки?» и стихотворение Э. Успенского «Если бы я был девчонкой!».

Таким образом, еще раз обобщая все выше сказанное, хочется отметить, что мне было важно, чтобы в ходе нашей целенаправленной работы педагоги:

- поняли разницу между «полоролевым» и «гендерным» подходом к воспитанию дошкольников,

- сумели отделить свои идеальные представления о том, как именно и насколько должна проявляться «мужественность» мальчика и «женственность» девочки от индивидуальных особенностей ребенка, позволяющих или препятствующих приближаться к этим идеалам.

Было объяснено и то, что слишком строгое разграничение гендерных ролей, ограничения и навязывание стандартов поведения, как правило, приводят к отрицательным результатам. Поэтому мне важно было донести до педагогов, что осознание и освоение «гендерной роли» должно происходить в условиях положительного подкрепления, когда у ребенка есть возможность искренне порадоваться, что он родился именно мальчиком или девочкой.

Выводы

В ходе целенаправленной работы повысился уровень педагогической компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

Наметились тенденции к изменению стереотипных представлений педагогов

Обеспечена информационно-методическая поддержка педагогов по данной теме.

Определены перспективы дальнейшей работы с педагогическим коллективом по амплификации их гендерных представлений

Публикации по теме:

«Организация гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного» Актуальность В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание.

Использование индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольного образования Исторический аспект вопроса индивидуализации процесса обучения и воспитания детей. Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли.

Конспект занятия с учетом гендерного подхода «Бумажная страна» Конспект по теме: «Бумажная страна» Направление образования и развития (образовательная область): интеграция образовательных областей –.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Основы гендерного воспитания у детей дошкольного возрастаОсновы гендерного воспитания у детей дошкольного возраста Понятие о гендерном воспитании. Гендерное воспитание –формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, это необходимо.

Работа с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста Работа с родителями Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста не имела бы таких положительных.

Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда.

Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста. 1. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка,.

Библиотека изображений:

Публикация Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Евтюхина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 18:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД