Получи документы

Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей.

Валентина Новожилова
Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей.

Роль планирования в обеспечении качества

музыкального образования детей.

Вопросы планирования постоянно интересовали и интересуют музыкальных руководителей ДОУ, поскольку планирование педагогического процесса – дело довольно сложное, требующее от педагогов соответствующей подготовки, знания программы, методов и приемов взаимодействия с детьми и т. д. Умение планировать – одно из 4-х психолого-педагогических умений педагогов ДОУ, в том числе и музыкальных руководителей. Это - целеполагание, планово-прогностическая деятельность, организационная деятельность, контрольно-прогностическая деятельность.

Публикация «Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей,» размещена в разделах

Значение планирования освещалось и освещается во многих учебных пособиях по проблеме музыкального воспитания, в частности, Н. А. Ветлугина придавала большое значение перспективному планированию. Она рассматривала планирование как один из способов управления сложным процессом музыкального воспитания детей, поскольку оно позволяет наметить систему и темпы музыкального развития детей, установить связи между видами музыкальной деятельности, формами ее организации и распределить весь материал по времени. Так же к проблеме планирования обращалась Э. П. Костина и разработала перспективный план, который был опубликован в десяти журналах «Дошкольного воспитания» за 1989 – 90 год.

Сейчас особенно актуальна проблема планирования музыкально-образовательной работы в детском саду, поскольку время не стоит на месте. На современном этапе развития системы дошкольного образования появились программы нового поколения, но, к сожалению ни в одной из них нет четкой логики задач формирования музыкальной деятельности, что затрудняет процесс планирования.

Впервые в программе «Камертон» Э. П. Костиной четко, сис-темно даны задачи приобщения к музыкальной деятельности (обучающие, воспитательные, развивающие). Программа изложена по ступеням (в соответствии с возрастом). На каждой из них представлены задачи по всем видам детской музыкальной деятельности : восприятие (слушание музыки) – воспроизведение (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) – творчество (по всем видам музыкальной деятельности). Все задачи взаимосвязаны инвариантным (не меняющим, стабильным) блоком задач, которые на конкретной возрастной ступени первоначально представлены в разделе слушания музыки и далее переходят в раздел исполнительской деятельности. Для педагогов при планировании это очень удобно, так как выделены общие задачи, которые в одной ступени проходят по всем видам деятельности и специальные задачи, проходящие на фоне трех инвариантных задач:

1) Задачи формирования отношения понимания детьми музыки предполагают развитие целостного восприятия: настроения, характера, интонации, эмоций, чувств.

2) Задачи постижения детьми языка музыки предполагают развитие диф-ференцированного восприятия различения детьми: темпа, регистра, динамики, тембра и развитие музыкально-сенсорного восприятия : звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового.

Все эти задачи представлены через призму развития основ-ной музыкальной способности – эмоциональной отзывчивости на музы-ку.

3) Задачи формирования (наработанного детьми) опыта творчества.

4) Специальные задачи предполагают пути овладения детьми способами исполнительской деятельности (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной).

Новацией в программе является то, что в планировании кроме задач овладения детьми музыкальной деятельностью необходимо продумать:

- задачи воспитательные (развития нравственной сферы)

- задачи развития способностей (музыкальных, специальных, интеллектуальных, физических)

- задачи познавательных процессов (память, мышление, воображение)

- задачи личностных качеств (самостоятельность, активность, инициатив-ность, креативность, что соответствует требованиям ФГОС.

Рассмотрим, как термин «планирование» дается в словаре С. И. Ожегова: - это «составление плана развития чего-либо» (стр. 477, издание 10 – 1973 г.) В журнале «Управление ДОУ»3 за 2002 год: планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности. Оно включает: постановку целей, продумывание последовательности действий педагога, предвидение и прогнозирование результатов.

Для успешной организации педагогического процесса ДОУ нужен план, который обладает следующими характеристиками:

единством (реализация конкретной цели должно осуществляться через конкретные задачи, представленных в цепочке взаимосвязанных занятий)

непрерывностью (каждая задача должна решаться от занятия к занятию)

гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий, например, дети не освоили запланированное умение)

точностью (достаточная конкретизация задач)

адаптивностью (конкретизация задач в соответствии с дифференци-рованным, индивидуальным подходом к детям).

Общеизвестно, что, рассматривая деятельность педагогического планирования как процесс, выделяются наличие в ней отдельных видов планирования :

перспективное (стратегическое) планирование музыкального образования детей на все группы (по месяцам)

системно-структурное планирование деятельности музыкального руководителя на год

тактическое планирование (на год)

текущее (оперативное) планирование на каждое занятие.

Перспективное, тактическое и оперативное планирование со-ставляет единое целое и, кроме того, они следуют в определенной после-довательности: первый этап обосновывает второй и т. д., т. е. в целом определяется логика в овладении ребенком музыкальной деятельностью, задач воспитания и развития.

Основой перспективного планирования является не уровень усвоения программы детьми, так как не возможно знать, как будет усвоена программа через месяц, а педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможностей детей в овладении ими музыкальной деятельности в определенный отрезок времени.

Итак, прежде чем планировать нужно :

осуществить анализ программного материала за прошедший пе-риод

провести анализ качества овладения детьми музыкальной деятельности

определить цели и задачи (целеобразование, представленные в программе «Камертон»

далее происходит собственно процесс планирование, в котором продумывается логика усложнения каждой задачи в течение одного года (ступень) и в целом по возрастам (по ступеням).

затем подбирается репертуар для реализации продуманных задач.

Подготовка к процессу оперативного планирования :

определение уровня усвоения программы детьми, работа с детьми все более конкретизируется

деятельность целеобразования и разработка конкретных мероприятий здесь сливается, она практически не является собственно планированием, т. к. задачи и тематика занятий, в основном, уже определены перспективным планом

собственно планирование начинается с подбора методов и приемов работы с детьми.

Тактическое планирование – это планирование детской музыкальной деятельности на текущий год для конкретной ступени. Тактическое планирование адаптирует стратегическое планирование для конкретных детей определенной группы детского сада на основе выявления:

1) уровня музыкального развития (по данным обследования музыкальных способностей)

2) уровня обученности (по данным анализа качества овладения музы-кальной деятельностью)

3) уровня воспитанности (на основе анализа формирования опыта детей к окружающему социуму, представленного в программе «Камертон»)

4) на основе состава детей конкретной группы (девочки и мальчики, их личностных качеств и т. д.

В практике корректировка перспективного плана на учебный год представлена - в виде вкладыша на каждый месяц по музыкальному репертуару.

Стратегическое планирование является как инвариант типового планирования, а тактическое - это вариативный план на основе перспективного.

В обеспечении качества системы музыкального образования (в программе «Камертон») используются три вида планирования :

1. Перспективное (стратегическое планирование)

2. Системно-структурное планирование организации деятельности музыкального руководителя на текущий год.

3. Текущее (оперативное планирование).

1. Стратегическое планирование подразумевает выстраивание системы формирования музыкальной деятельности (3-7 ступени).

При написании перспективного плана использовался опыт работы и рекомендации Э. П. Костиной по схеме перспективного планирования процесса формирования детской музыкальной деятельности и деятельности музыкального руководителя (по месяцам учебного года)

На каждый месяц учебного года спланированы :

1)Организованная (регламентированная) музыкальная деятельность в ДОУ

Формы организации: - музыкальные занятия, студии, другие занятия,

праздники и развлечения.

Все виды музыкальной деятельности в логике ее развития по разделам:

восприятие – воспроизведение – творчество.

Задачи: обучающие, воспитательные, развивающие

Репертуар: по всем видам музыкальной деятельности.

2)Нерегламентированная музыкальная деятельность в повседневной жизни

а) Совместная музыкальная деятельность детей с воспитателем :

(игры, ежедневные традиции – пение ритуальных песенок, кружки

музыкального творчества, включение кассет с детским репертуаром,

с фоновой музыкой, перед сном, во время еды, муз. сказки)

б) Самостоятельная музыкальная деятельность (создание условий)

3) Создание единого музыкально-образовательного пространства детства

Взаимодействие с воспитателями и другими специалистами

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с социумом.

2. Системно-структурное планирование – организация деятельности музыкального руководителя на текущий год.

Проводится анализ качества овладения детьми музыкальной дея-тельности

Определяются противоречия, проблемы, на основе которых ставятся задачи (конкретные 3-5)

Конкретизируются задачи по блокам (организация, условия)

Определяются пути решения поставленных задач

Продумывается реализация задач по срокам.

3. Оперативное планирование – календарный план на каждое занятие.

Основной формой организации музыкально-образовательной работы с детьми являются музыкальные занятия. Планирование музыкальных занятий позволяет распределить музыкальный репертуар, в котором находят свое отражение содержание обучения (обучающие задачи, воспитания (воспитательные задачи, развития (развивающие задачи, методы и приемы, наглядные пособия, взаимодействие педагогов и детей. Подача освоения материала просматривается через призму реализации поставленных задач. При планировании музыкальных занятий учитываются основные этапы усвоения (разучивания месячного репертуара) :

Первоначальное, целостное восприятие в слушании, в исполнительской деятельности

Дифференцированное восприятие в слушании, в исполнительской деятельности

Расширение и обобщение знаний и умений

Перенос выученного репертуара в новые условия (в совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность, использование репертуара в повседневной жизни)

Предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения.

Таким образом, такая кропотливая, профессиональная работа по планированию обеспечивает музыкальному руководителю глубокую систему организации процесса музыкального образования детей, ориентированную на качество.

Публикации по теме:

Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС По теме: «Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учётом требований ФГОС» Составитель : Крушинских Ольга.

Анкета для родителей логопедической группы (оценка качества образования) Анкета для родителей «Изучения удовлетворенности родителей работой педагогов логопедической группы» Уважаемые родители, ваши дети посещают.

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Педагогический проект «Использование ИКТ для повышения качества образования детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Использование ИКТ для повышения качества образования детей дошкольного возраста» .

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ. Соловьева Каринэ Владимировна Я, как педагог-психолог.

Тема опыта: Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения. Повышение качества музыкального образования детей через использование нетрадиционных приемов обучения. Технология опыта. Считаю, что.

Управленческий проект «Внутренний мониторинг качества образования в условиях доо» «ВНУТРЕННИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОО» РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ.

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности» Выступление на педагогической конференции 25.08.2016.

Библиотека изображений:

Публикация Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей. (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Новожилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей.
Опубликовано: 31 октября 2016 в 15:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД