Папки-передвижки

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива младших неслышащих школьников

Валентина Госаненко
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива младших неслышащих школьников

Роль классного руководителя в формировании

детского коллектива младших неслышащих школьников.

(из опыта работы)

Госаненко В. Н.

Учитель начальных классов

КГУ «Школа – интернат

для детей с нарушением слуха

(неслышащих)»

г. Семей

Главная воспитательная задача классного руководителя начальных классов — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или «серым» троечником – для учителя он яркая, индивидуальная школьная личность, и в школе его место для самовыражения и самореализации.

Публикация «Роль классного руководителя в формировании детского коллектива младших неслышащих школьников» размещена в разделах

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:

образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;

защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;

интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

Неслышашие дети большую часть времени проводят в стенах школы – интерната, поэтому учитель в их жизни играет гораздо большую роль, чем в жизни ребёнка с нормальным слухом

Принимая детей в подготовительном классе я поставила перед собой ряд задач, это, прежде всего:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.

Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

Основным местом жительства класса, как правило, является учебный кабинет.

В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка. Нужно сделать учебный кабинет таким, чтобы, заходя в него, ребята начинали вспоминать о своём коллективе, о таких делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях, и т. д., чтобы кабинет был не похож на другой.

Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников начинается с первых дней пребывания детей в школе (подготовительный класс – изучение имён друг друга, обращения с просьбой друг к другу и к учителю, и продолжается в учебном процессе. На уроках чтения и развития речи я пытаюсь открыть мир прекрасного, развивать его эстетические чувства.

Так, читая рассказ «Мушка», ребята рассказывали о том, что что у них дома тоже есть домашние животные и как они относятся к ним. Я использовала приём «Чтение с остановкой» Ребёнок читал отрывок из рассказа, я его останавливала и просила продолжить рассказ дальше из своего опыта. На вопрос, как бы вы поступили, если бы нашли маленького щенка на улице, ребята ответили по- разному (кто-то накормил бы его, кто-то – взял бы домой, но в тоже время все были едины в том, что что любят домашних животных и заботятся о них. Чтение рассказов о природе: «Осень», «Осень в лесу», «Верная примета», всегда сопровождаю составлением коллективной аппликации или конструктивной картинки, всю красоту осенних красок мы подкрепляли, используя прогулки в школьный сад, экскурсию в лес. Затем предложила ребятам «Логическую цепочку», т. е нарисовать картинку осеннего леса, передавая лист друг другу, после этого составили коллективный рассказ, передавая рисунок друг другу, после прочтения рассказа выяснили, кто был самый внимательный и запомнил больше всего осенних примет. «Кластеры» - это графические систематезаторы, показывают связь между объектами. (показать) .

. «Верите ли вы, что…»

Одной команде даю вопросы, другой – ответы (правильные и неправильные)

Такой вид работы объединяет ребят, они вместе анализируют ответы,уважая и учитывая мнение друг друга, самоутверждаются в своих суждениях и играя, общаются между собой.

Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, одноклассников или старших товарищей.

Начиная с 1 класса, я использую такой вид работы, как написание писем в 1 классе предложила им выбрать друга и написать письмо, заболела Мунтаз и я предложила написать ей письмо, во 2 классе я предложила написать письма родителям. Все дети были объединены единым порывом, все хотели написать о своих успехах, об общих классных и школьных делах. Подписав адреса, мы пошли на почту и отправили письма. Таким образом, дети не только научились выражать свои мысли в письменных высказываниях, но и проявили свою индивидуальность (каждый ребёнок писал именно о своих успехах и своим родителям, и в тоже время всех объединяло единое дело.

Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:

- насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;

- в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;

- велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.

.На уроках самопознания мною были проведена серия занятий детей по рисункам,

Изготовлялись индивидуальные и коллективные поделки. Как дети понимают слова – дружба, труд, мир, любовь и т. д.

Назовите тех, кого вы любите.

Расскажите об этих людях. Какие слова нужно произносить, чтобы выразить свою любовь к близкому человеку? Напишите добрые пожелания тому, кого вы любите.

Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, что объдиняет всех детей между собой. (игра «Охота на друзей»)

Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.

Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей – это :

- коллективные творческие дела класса; подготовка к праздникам, выезд на природу, театрализованные мероприятия.

- участие в соревнованиях, конкурсах;

- участие в школьных коллективных творческих делах;

экскурсии, коллективные поездки. Для сплочения коллектива,были организованы «День именинников», игры «Расскажи о себе», «Пожелания», коллективные поделки. Ключевыми мероприятиями «Весёлые старты», поездка в лес, в биологический центр. Очень важную роль сыграли открытые уроки, подготовка и и показ кукольного театра, которые были проведены в ходе «Дня открытых дверей». Всё это послужило положительным моментом для формирования чувства ответственности за себя и за классный коллектив.

Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием

активности каждого члена коллектива. Это, как тихие классные мероприятия, так и выступления на городских конкурсах. То есть каждый ребёнок мог себя проявить. (Об участии в городских конкурсах и награждении)

У всех ребят нашего класса есть общественные поручения Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и

Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

Считаю необходимым оказывать помощь в налаживании отношений с классом учителей-предметников, давая своевременную информацию об особенностях и проблемах своих учеников.

Анализируя свою работу за 4 года могу сказать, что сформирован устойчивый, сплочённый, работоспособный детский коллектив, основанный на активности каждого его члена, это показывает диаграмма «Уровень воспитанности», но вместе с тем ещё не полностью выполнена задача по взаимодействию родителей и участию в жизни нашего коллектива

Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Публикации по теме:

Мастер-класс по внеклассному чтению. Совместная отработка методических подходов учителя-мастера в программе мастер-класса Мастер класс. Госаненко Валентина Николаевна Учитель начальных классов, высшая категория Школа –интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих).

Так давайте устроим большой хоровод… ВидеоТак давайте устроим большой хоровод… Видео Это замечательное видео мне прислала моя подруга, коллега по работе в краевой школе-интернате для неслышащих детей где я более 13 лет занимаясь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Роль классного руководителя в формировании детского коллектива младших неслышащих школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Госаненко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива младших неслышащих школьников
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 20:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД